Научно-исследовательская база данных » Северо-Кавказский федеральный округ

 

 

 

Северо-Кавказский федеральный округ

В округ входят следующие субъекты РФ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.

 

Рассмотрим пример локальных социумов Северного Кавказа — населения регионов страны, входящих в Северокавказский федеральный округ. В данном регионе сконцентрирована значительная часть «этнических» субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия–Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край. При этом в большинстве субъектов региона, за исключением Северной Осетии и Ставропольского края, преимущественно мусульманское население. Исследователями отмечается разный уровень урбанизации большинства титульных народов Северного Кавказа, составлявший на начало XXI века 35–45% (что соответствует среднероссийскому показателю начала 1950-х гг.) (Сущий, 2013: 75). 

Миграция русского и русскоязычного населения, происходившая в 1990–2000-е годы, а также выезд за пределы республик наиболее предрасположенных к интеграции с культурой «большой» России молодых людей титульных национальностей привели к серьезным потерям в социокультурной сфере городов Северокавказского региона. Городские сообщества, постоянно подпитываемые сельскими мигрантами, в своей повседневной практике сохраняют ощутимые элементы этнокультурной традиции.

Многие аспекты частной и общественной жизни горцев Северного Кавказа регулирует адат — система социальных норм. Р. М. Абакарова называет адат естественно выработанным нравственно-правовым регулятором в этнокультуре Кавказа (Абакарова, 2003). Исследуя феномен обычного права в традиционной культуре горцев Северного Кавказа, С. М. Гозгешева отмечает морально-этические кодексы, которые «определяют этническую идентичность (адыгагъэ — адыгство, апсуара — абхазство, нохчалла — чеченость и др.), выступают системообразующим самовоспроизводящимся институтом этносоциума» (Гозгешева, 2011: 294). В настоящее время довольно часто встречаются некоторые нормы адата, вступающие в противоречия с действующим законодательством РФ (кровная месть или полигамия).

Одновременно внедрить свою модель социального жизнеустройства пытается исламская культурная система. «Массовый рецидив старинных обычаев» (там же: 296) привел к возрождению архаичных социальных практик.

Характерным явлением для некоторых районов Дагестана, преимущественно горных, стало ограничение, иногда — полный отказ от общего образования для девочек. Массовый характер отказ от обучения в школе имеет в селах, о которых говорят как об анклавах, сохраняющих вековые традиции — Губден, Хаджалмахи, Цунта (Арифмезова, Электр. ресурс; Жители дагестанского … , Электр. ресурс). Отказ от общего образования вызван высокой степенью религиозности и приоритетом мусульманских культурных ценностей. Кроме того, дагестанцы с высокой степенью исламской идентификации осуждают совместное обучение детей обоих полов и трактуют современную систему общего образования как не соответствующую нормам ислама. В таких семьях ограничиваются начальным образованием девочек в общеобразовательных школах, после чего образование продолжается в исламских учебных заведениях и девочку активно включают в ведение домашнего хозяйства. Отказ от общего образования в пользу религиозного мы рассматриваем как форму архаизации дагестанского горского общества.

Среди причин, обусловивших укрепление традиционализма в обществе, исследователи этнической культуры народов Северного Кавказа называют политическую, идеологическую и экономическую нестабильность региона (Яхъяев, 2001: Электр. ресурс), а тяготение к религиозности оказывается поиском и нахождением стабильности.

Рассуждая о необходимости модернизационного рывка для дальнейшего цивилизационного развития России, В. А. Авксентьев отмечает неравномерность модернизационных настроений на территории страны. В частности, указывается на свойственное Северному Кавказу преобладание традиционалистских умонастроений: общественное сознание «зациклено» на прошлом, в нем слабо присутствует интерес к настоящему и к будущему. По мнению ученого, это проявляется в гипертрофированном увлечении историей и этнографией, непропорционально высоком статусе гуманитарной интеллигенции и гуманитарного образования, в повышенной религиозности (Авксентьев, 2012: 371).

Анализ отмечаемых исследователями особенностей этнокультурной жизни в Северокавказском федеральном округе, обобщение определенных форм позволяют нам говорить о некоторых проявлениях неотрадиционализма, выраженных, прежде всего в содержании социальных отношений. «Активность и действенность горизонтальных (горизонтально-сегментированных) социальных отношений — это повышенная способность кавказцев к групповой самоорганизации по этническому (семейному, родовому, а иногда и региональному) признаку», — отмечает С. Я. Сущий (Сущий, 2013: 238).

В пространстве социально-политических отношений актуализировался клановый принцип структуры общества. Формирование клановости оказалось следствием расширения роли кровнородственных отношений в социальной структуре.  Род (тухум, тухкум) и клан — близкие, но стадиально различные социальные структуры. Компоненты этносоциальной структуры общества в моноэтничной Ингушетии — тейп (род), тухкум (союз тейпов) — с исторически сложившимися институционализированными органами управления, являются «логической стадией развития идеи политического управления» (Чабиева, 2011: 200) и априори исключают конкуренцию по этническому признаку.

Основанный на кровнородственных отношениях, клан приобретает особый социально-политический статус в полиэтнических регионах. Например, в Дагестане в силу сложной социально-экономической ситуации, этнической мозаичности и неравномерности этнокультурной динамики формирование клановой структуры общества, структурирование политической системы по принципу этнического квотирования и как следствие — образование клановых корпораций во власти порождают латентное межэтническое противостояние и взаимные претензии.

Если родовая (тухумная) идентификация дагестанца определяет его наиболее положительные характеристики в глазах общества (древность рода, наличие родственников, пользующихся всеобщим признанием и уважением), то клановая идентификация в современных социально-политических условиях сопровождается неоднозначными, порой негативными коннотациями. Исследователи социальной структуры Дагестана отмечают общие экономические интересы членов клана и близость их к властным структурам (Гереев, Электр. ресурс). В рамках привычной, традиционной «платформы» родовой (тухумной) идентификации дагестанца клановая идентификация стала новым  уровнем социокультурной идентичности.

В современной ситуации высоких экономических и политических рисков конфликтности, сопровождающих современные реалии Северо-кавказского федерального округа, особую востребованность приобретают формы урегулирования конфликтных ситуаций, характерные для традиционных обществ и обеспечивающие его стабильность. Традиционный горский этикет включает своеобразный институт «старшего», значимость которого выявляется при разрешении внутри- и межтухумных конфликтных ситуаций, личностных конфликтов.

Р. Д. Хунагов и А. Ю. Шадже отмечают, что «на Кавказе всегда ценилось искусство диалога, как умения слушать и, советуясь со старшими по возрасту, находить компромиссные решения. <…> С этим неизменно соседствуют идеи толерантности, гуманизма, доброжелательства, которыми наполнен ряд кавказских обычаев и норм поведения. Это константа этнического облика, свойственного кавказцу» (Хунагов, Хадже, 2001: 79).

По мнению Х. Г. Тхагапсоева, «трансформация института старшего, которая произошла в советское время и, в общем, воспринималась как «унижение», «деформация» и «забвение» этнических традиций (этничности), в эпоху современных либерально-демократических реформ обернулась, как показывают факты, резким ростом адаптивности кавказских этносов к новым, динамичным жизненным ситуациям» (Тхагапсоев, 2007: 44).  «Старшим», отмечает Х. Г. Тхагапсоев,  ныне практически признается и оказывается тот, у кого наибольший ресурс (символический, экономический, властный) в данной группе, в данный момент времени. Заключение мирного договора конфликтующими сторонами — маслиат (араб. — ‘примирение’, ‘выгода в интересах сторон’) (Махомедсалихов, 2008) — это традиция, сохранившая свою роль в институте адата и актуализировавшаяся в пространстве новых социокультурных и  экономических условий.

В качестве примера назовем недавний обмен нелицеприятными репликами глав Чеченской республики и граничащего с данной республикой дагестанского города Хасавюрт (Кадиев, Электр. ресурс). В ходе спора прозвучали обвинения, в пространстве правовой культуры требующие судебного разбирательства. Однако в ход спора включился глава Дагестана, который, на правах старшего по возрасту и общественному статусу, вызвался примирить антагонистов и призвал обе стороны воздержаться от дальнейшего развития конфликта. Так была продемонстрирована практика умиротворения конфликта при помощи третьей — примиряющей — стороны, представленной персоной, имеющей высокий общественный статус, принадлежащей к властным структурам, обладающей жизненным опытом.

Особой формой неотрадиционализма можно назвать практику многоженства, получившего легальную форму в связи с активным проникновением ислама в социокультурное пространство Северокавказского региона. В. О. Бобровников отмечает влияние институтов и духовных ценностей ислама на общественно-политическую жизнь Северокавказского региона, особенно Дагестана и Чеченской республики: «Шариатский образ жизни стал восприниматься как путь возрождения кавказских мусульман» (Бобровников, 2005: 213). На распространение полигамии оказало влияние непропорциональное соотношение мужчин и женщин, а также ментальная установка ортодоксальных мусульман, согласно которой регламентированное Кораном многоженство соответствует шариату и органично для института мусульманской семьи (Албогачиева, 2011: 445).

В качестве специфического проявления неотрадиционализма в пространстве социальных отношений в восточной части Северокавказского региона (Дагестан, Чеченская республика) можно рассматривать возвращение к практике абречества (бандитизма, «абреки» — «лесные братья»). Традиционная культура дагестанских горцев включала культуру насилия, которая наряду с обычаем кровной мести, включала абречество. Практика грабительских походов, отмечает А. О. Булатов, «связана с общинно-родовым укладом, с действующими институтами родо-пламенной демократии» (Булатов, 2011: 435). В XIX в. абречество сопровождалось набегами на селения, погромами, грабежом. Деятельность современных абреков,  представляющих, в сущности, религиозно-экстремистское подполье и выступающих за шариатизацию и исламизацию общества, направлена против российской государственности.

В исследовании, посвященном истории абречества и актуализировавшейся практике абречества в постсоветский период, В. О. Бобровников рассматривает абречество как определенную социальную практику определенного периода, отмечает преемственность между историческими формами разбоя на Северном Кавказе и современным региональным экстремизмом, лидерами которого выступают профессиональные бандиты. «Развитие абречества как современной культуры насилия посттрадиционного горского общества продолжается. Сегодня это явление стало одной из новых, по существу, российско-советских “традиций” северокавказского общества», — утверждает В. О. Бобровников (Бобровников, 2000: 42). Современное исламизированное бандподполье развивает традицию абречества на новой, обусловленной социально-политическими, религиозно-экстремистскими вызовами, платформе. 

Таким образом, в противоречивых этнокультурных реалиях Северного Кавказа культивируются сложные модернистско-охранительные, архаичные симбиозы этнических идентичностей. Принимая во внимание высокую антропогенную нагрузку и демографическое преимущество носителей традиционной культуры (преимущественно сельских жителей), прогнозируется сохранение социально-регулятивной роли традиции в  качестве приоритетного.

Подготовила М. Ш. Абдулаева

Абдулаева Медина Шамильевна — доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования Дагестанского государственного педагогического университета.

 

Библиография научных работ по регионам округа:

 

Абакарова, Р. М. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 186 с.

Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация : самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 50–62.

Абдуллаев М. А. Средневековая арабо-мусульманская культура и ее влияние на Дагестан. Махачкала : Эпоха, 2005.

Абдуллаева Э. Б. Музыкальное искусство Дагестана постсоветского времени : жанрово-видовые и стилистические инновации // Фольклор в контексте культуры : материалы Второй Всероссийской науч. конф. 10 марта 2011 г. Махачкала, 2011. С. 68–71.

Авксентьев В. А. Теоретические аспекты изучения этнических процессов на Северном Кавказе // Этнические процессы накануне XXI века : материалы науч. конф. Ставрополь, 1998. С. 9–12.

Авксентьев, В. А. Экономические и социокультурные детерминанты региональных конфликтов на Юге России // Диалог культур в условиях глобализации: XII  Международные Лихачевские научные чтения, 17–18 мая 2012 г. Т. 1. Доклады. СПб. : СПбГУП, 2012. С. 370–372.

Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь : Изд-во СГУ, 1998.

Азизов С. А. Южно-дагестанская патронимия (тухум) второй половины XIX – начала ХХ века. Махачкала : Юпитер, 1997.

Айгумова З. И. Специфика менталитета молодежи традиционных этносов Дагестана Дагестане // Развитие личности. 1999. № 1. С. 73–86.

Акаев В. Х. «Северокавказский ваххабизм» — разновидность исламского радикализма // Научная мысль Кавказа. 2000, № 3.

Аксюмов Б. В. Идеологические основы религиозно-политического экстремизма и терроризма на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2012, № 1.

Аксюмов Б. В., Лавриненко Д. А. Этнополитические проблемы как предпосылка экстремизма на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2012, № 1.

Аксюмов Б. В. Национальное единство России и культурная специфика Северного Кавказа [Электронный ресурс] // Диалог культур в условиях глобализации : XII Междунар. Лихачевские науч. чтения, 17–18 мая 2012. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2012/Dokladi/Aksumov_rus_sec3_28.02.12.pdf

Албакова Ф. Ю. Современные проблемы национально-этнического самосознания на Северном Кавказе [Электронный ресурс] // CA & CC Press AB Издательский дом (Швеция). URL: http://www.ca-c.org/datarus/albakova.shtml

Албогачиева, М. С. Полигамия в современной Ингушетии // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2011. 565 с. С. 445–445.

Алиев А. К. Межнациональное согласие как фактор обеспечения стабильности общества в условиях многонационального Дагестана. Махачкала : ДНЦ РАН, 1998.

Алиева В. Ф. Демографические процессы в современном Дагестане. М.: Наука, 2007.

Арифмезова, Г. Место дагестанской женщины [Электронный ресурс] // Кавказская политика. URL: http://kavpolit.com/articles/mesto_dagestanskoj_zhenschiny-6226/ (дата обращения: 22.06.2014).

Арутюнов Л. С. О причинах формирования клановой преступности по признаку этнической идентичности в Северо-Кавказском ФО [Электронный ресурс] // Crimpravo.ru. URL: http://www.crimpravo.ru/blog/248.html

Асланбекова З. Б. Религиозная идентичность дагестанцев [Электронный ресурс] // Современное Евразийство. Центр Льва Гумилева. URL: http://www.gumilev-center.ru/?p=2655

Асталов В.А., Хасбулатов А.И. (Грозный). Современная Чечня: проблемы сохранения историко-культурных ценностей // Научная мысль Кавказа. 2003, № 3.

Баглиева А. З. Изменение менталитета в условиях социокультурной трансформации (на примере духовной жизни народов Дагестана). Махачкала : ДГПУ, 2009.

Баглиева А. З. Социокультурная дисперсия менталитета в полиэтническом пространстве Дагестана в условиях глобализации : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Махачкала, 2009.

Баглиева А. З. Структура, содержание и особенности менталитета в национальной культуре народов Дагестана // Этносоциум и межнациональная культура. 2009. № 3 (19). С. 151–159.

Басханова Л. С.-Э. Чечня: общественное мнение в условиях этнополитического конфликта / Отв. ред. В. В. Черноус // Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 21. Ростов-на-Дону, 2004.

Бережной С. В. Роль исламского фактора в процессе урегулирования кризиса в Чечне // Научная мысль Кавказа. 2003, № 1.

Билалов М. И. Дагестан в культуре и цивилизации. Махачкала : Дагестанское книжное издательство, 2010.

Бобровников В. О. Ислам в Дагестане [Электронный ресурс] // Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-ПоволжьяИнститута востоковедения РАН. URL: http://www.central-eurasia.com/dagestan/?uid=149

Бобровников В. О. Обычай как юридическая фикция: «традиционный ислам» в юридическом законодательстве постсоветского Дагестана [Электронный ресурс] // Юридическая антропология. URL: http://www.jurant.ru/ru/publications/reindeer_disc/round_table/bobrovnikov.html

Бобровников, В. О. Абреки и государство. Культура насилия на Кавказе // Вестник Евразии. 2000. № 1 (8). С. 19–46.

Бобровников, О. В. Политизация шариата на постсоветском Северном Кавказе: проекты и мифы // Россия и современный мир: Проблемы современного развития : материалы 1-й межвуз. науч. конф. Москва, 14–15 апр. 2005 г. / под ред. Д. В. Васильева. М. : Ин-т бизнеса и политики, 2005. С. 213–220. 

Боров А. Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2007.

Бугай Н. Ф. Русские на Северном Кавказе. Социальное положение, трансформации этнической общности (1990-е годы – начало ХХI века. M. : Граф и Ко, 2011.

Булатов, А. О. Проблемы современных межнациональных отношений в России (с учетом фактора внутренних миграций): мифы и реальность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3–4. С. 435–445.

Буттаева А. М. Исламское возрождение на Северном Кавказе : теоретические и прикладные аспекты : автореф. … д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2011.

Габиев С. И. Школьное дело в Дагестане и русификация // Избранные труды. Махачкала : ИИАЭ ДНЦ РАН, 2001.

Гаджиев Р. Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала : Даг. кн. изд-во, 2002.

Газгиреева Л. Х. Вестернизация и национальная традиция: сравнительно-сопоставительный аспект // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. Вып. 2. С. 295–302.

Гебеков Г. Ф. Пути и способы снижения влияния религии на власть и общество в современном Дагестане // Научная мысль Кавказа. 2012, № 3.

Гереев, Р. Этнические кланы Дагестана в свете прихода к власти «команды» Абдулатипова [Сетевой ресурс] // Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. URL: http://flnka.ru/politika/1239-etnicheskie-klany-dagestana-v-svete-prihoda-k-vlasti-komandy-abdulatipova.html (дата обращения: 20.05.2014).

Гозгешева, С. М. (2011) Феномен традиционных институтов обычного права (адата) и мусульманского (шариата) на Северном Кавказе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 3. С. 293–300.

Гусаева К. Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности. Махачкала : ИД «Наука плюс», 2006.

Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии : сб. ст. / под ред. Г. Г. Гамзатова. Махачкала : ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, 2008.

Дамсниа O. H. Кавказская культурная общность: миф или реальность? // Научная мысль Кавказа. 2002, № 1. С. 50–56.

Джабиров Р.П. Этническое и культурное возрождение народа Дагестана в современных условиях : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2006. 

Дзарахова З. М.-Т. Константы национального характера и менталитета ингушей // Научная мысль Кавказа. 2006, № 4.

Дзуцев Х. В., Першиц А. И. Ваххабиты на Северном Кавказе – религия, политика, социальная практика // Вестник РАН. 1998. Т. 68, № 2. С. 1113–1116.

Димаева Ф. В. О традиционной и современной культуре чеченцев // Научная мысль Кавказа. 2010, № 4. С. 85–90.

Дмитриев В. А. Концептуальное пространство традиционной культуры и пространственное поведение народов Северного Кавказа // Северный Кавказ : человек в системе социокультурных связей / ред. Ю. Ю. Карпов. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2004. С. 31–105.

Дмитриев В. А. Отношение к пространству и времени в культуре народов Северного Кавказа. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

Добаев И. П. Ваххабизм как социально-политический феномен в Саудовской Аравии и на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2001, № 3. С. 56–67.

Добаев И. П. Политические процессы в исламском движении на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2008. № 1.

Жаде З. А., Куква Е. С., Ляушева С. А., Шадже А. Ю. Российская идентичность на Северном Кавказе. М. : Социально-гуманитарные знания ; Майкоп : ООО «Качество», 2010.

Жители дагестанского села Губден не пускают детей в школу по религиозным соображениям [Электронный ресурс] // Мемориал. URL: http://www.memo.ru/d/3708.html (дата обращения: 22.06.2014).

Ильясов Ф. Н.  Сколько стоит невеста // Социологические исследования. 1991.  № 6. С. 67-79.

История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2 т. Т. 1. История Дагестана с древнейших времен до XX века / ред. А. И. Османов. М. : Наука, 2004.

Кадиев, Р. Культурная политика: «старшие» против граждан [Электронный ресурс] // Кавказская политика. URL: http://kavpolit.com/blogs/kadievrasul/3440/ (дата обращения: 18.05.2014).

Карамурзов Б. С., Боров А. Х., Дзамихов К. Ф., Муратова Е. Г. Социокультурные механизмы северокавказского исторического процесса: новейшее время // Научная мысль Кавказа. 2006, № 4. С. 17–25.

Карпов Ю. Ю.Взгляд на горцев. Взгляд с гор : мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестан. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2007.

Карпов Ю. Ю. Горско-кавказский социум в структурированной модели мира // Северный Кавказ : человек в системе социокультурных связей / ред. Ю. Ю. Карпов. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2004. С. 13–31.

Карпов Ю. Ю. Образы насилия в новой и новейшей истории народов Северного Кавказа // Антропология насилия. СПб., 2001. С. 221–262.

Карпов Ю. Ю., Капустина Е. Л.  Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в ХХ – начале ХХI века. Их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб. : Петербургское востоковедение, 2011.

Кафаров Т. Э. Традиционные этнические ценности в современной этносоциальной среде // Научная мысль Кавказа. 2006, № 2.

Керимов М. М. Традиционная мусульманская культура России в условиях модернизации  : автореф. … д-ра филос. наук. Грозный, 2009.

Кисриев Э. Ф. Ислам и власть в Дагестане. М. : ОГИ, 2004.

Клименко Л. В. Гендерные диспозиции в современной северокавказской семье: модернизация или архаизация // Женщина в российском обществе. 2013. № 1. С. 20–31.

Колесников Ю. С. О стратегии снижения конфликтогенности Северного Кавказа (взгляд из провинции) // Научная мысль Кавказа. 2011, № 1. С. 5–15.

Кореняко В. А. Дагестанцы в Ставропольском крае // Научная мысль Кавказа. 1998. № 4.

Ламажаа Ч. К., Абдулаева М. Ш. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы // Знание. Понимание. Умение. 2014, № 3. С. 68-81.

Левинсон А. Кавказ-лаборатория // Неприкосновенный запас. 2012, № 6. http://www.intelros.ru/readroom/nz/n6-2012/17347-kavkaz-laboratoriya.html

Липкович А. Д., Липкович Т. А. Традиции природопользования горцев Центрального и Восточного Кавказа: эмпирический опыт и устойчивое развитие региона // Научная мысль Кавказа. 2006, № 3.

Лубский А. В., Лубский Р. А. Адаптация народов юга России к социальным трансформациям: проблемы методологии исследования // Научная мысль Кавказа. 2008, № 4. С. 11–19.

Лукиенко А. И. Культурно-идеологические аспекты роста напряженности в Северо­Кавказском регионе // Научная мысль Кавказа. 2011, № 4.

Магомедсалихов, Х. Г. Маслаат — самобытная форма разрешения конфликтов // Вопросы истории. 2008. № 6. С. 137–142.

Магомедов А. Д. Культурная глобализация и Дагестан: религия и светские традиции // Музыка: искусство, образование, диалог культур : материалы Всероссийской научн. конференции. Махачкала, 2010. С. 117–119.

Магомедханов М. М. Отражение этнических процессов в статистических показателях межнациональной брачности (на примере городов Дагестана) // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С. 161–173.

Малахов Д. А. Исторические аналогии в вопросе о роли института наместничества на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2010, № 3.

Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М. : Гендальф, 2001.

Малашенко А. 2020 год - последний шанс для Северного Кавказа? // Pro et Contra. 2010, Том 14, №4-5. http://carnegieendowment.org/files/ProetContra_50_96-111.pdf

Манкиев А. А. Об истоках чеченского кризиса // Научная мысль Кавказа. 2005, № 1. С. 50–55.

Маркедонов С. Главный по Северному Кавказу // Неприкосновенный запас. 2010, № 2. См. статью

Маркедонов С. Конфликты на Кавказе: советская прелюдия // Неприкосновенный запас. 2011, № 4. См. статью

Маркедонов С. Северный Кавказ: модернизационные перспективы беспокойного региона // Неприкосновенный запас. 2011, № 1. См. статью

Матвеев О. В. «Справа» в исторической картине мира кубанского казачества // Научная мысль Кавказа. 2004, № 2.

Меликов В. А. Исламские учебные заведения постсоветского Дагестана [Электронный ресурс] // Издательский дом «Медина». Москва, 2009. URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/turkology/1/histori_melikov.htm?

Музыченко М. Я. Социальное самочувствие русских в Дагестане // Проблемы русского и русскоязычного населения республики Дагестан : материалы научно-практ. конф. Махачкала, 1996. С. 30–35.

Муртузалиев С. И. Проблемы идентичности кавказцев и россиян. Изд. 2-е, испр. Махачкала : Формат, 2010.

Муртузалиев С. И. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе и в Дагестане по результатам социологического опроса // Исламоведение. 2009. № 2. С. 116–122.

Муртузалиев С. И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи» (Северный Кавказ, Дагестан, Чечня и региональная политика России в самооценке «кавказских аборигенов» и образ региона у болгар и японцев в свете эмпирических исследований). Махачкала : Формат, 2007.

Муртузалиев С. И. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе). Махачкала : ДНЦ РАН, 2006.

Нанаева Б. Б. Ислам в системе нравственных традиций чеченцев // Научная мысль Кавказа. 2009, № 3. С. 76–82.

Проблемы истории народов Северного Кавказа. Межнациональные отношения (ХХ – ХХI вв.) : антология / ред. А. Сахаров [и др.]. М. : Институт российской истории РАН, 2009.

Раздольский С. А. Ядро и периферия адыгской культуры в ее трансформации : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

Росляков И. Этническая идентичность на Кавказе: возрождение или деградация? [Электронный ресурс] // Кавказская политика : Сайт кавказского гражданского форума. 2013. URL:  http://kavpolit.com/etnicheskaya-identichnost-na-kavkaze-vozrozhdenie-ili-degradaciya/

Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В. А. Тишкова. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2007.

Сампиев И. М. Этнополитические аспекты религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2008, № 4. С. 49–54.

Северный Кавказ в национальной стратегии России / под ред. В. А. Тишкова. М. : Росинформагротех, 2008.

Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей / ред. Ю. Ю. Карпов. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2004.

Сефербеков Р. И. Верховные боги народов Северного Кавказа (сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного) // Научная мысль Кавказа. 2006, № 1. С. 72–76.

Сокирянская Е. Ингушетия и Чечня: конец тейпов? // Неприкосновенный запас. 2012, № 4. http://www.intelros.ru/readroom/nz/n4-2012/16056-ingushetiya-i-chechnya-konec-teypov.html

Сущий, С. Я. Северный Кавказ: Реалии, проблемы, перспективы первой трети XXI века. М. : Ленанд, 2013. 432 с.

Тишков В. А. Множественные идентичности между теорией и практикой (пример Дагестана) // Этнографическое обозрение. 2007. № 5. С. 96–115.

Тхагапсоев Х. Г. Кавказская идентичность в процессах современной российской трансформации // Научная мысль Кавказа. 2007, № 1.

Тхагапсоев, Х. Г. Кавказская идентичность в процессах российской социокультурной трансформации: к методологии анализа и механизмам регулирования // Этнократии на Юге России в экспертном измерении. Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. С. 36–67.

Тхагапсоев Х. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития. СПб. : Астерион, 2008.

Халитов М. М. Правовые основы противодействия религиозному экстремизму в Республике Дагестан // Геополитика и экономическая динамика Евразии: история, современность, перспективы : материалы II Евразийского науч. форума : в 2 т. / под ред. Б. М. Ягудина. Казань : «Intelpress+», 2010. Т. I. С. 208–289.

Ханбабаев К. М. Исламское образование в республике Дагестан: состояние и проблемы // Состояние и проблемы преподавания культурологических дисциплин в вузах и школах Дагестана : материалы республиканской научн.-практ. конференции. Махачкала, 2008. С. 121–130.

Ханбабаев К. М. Межациональные отношения в Республике Дагестан в начале XXI в. [Электронный ресурс] // РИА «Дагестан». URL: http://www.riadagestan.ru/news/2008/07/10/69077/

Ханбабаев К. М. Мусульманский мистицизм на Северо-восточном Кавказе (на примере Дагестана) // Исламоведение. 2009. № 1. С. 110–122.

Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе: общее и особенное // Исламоведение. 2010. № 2. С. 79–89.

Ханбабаев К. М. Суфизм в Дагестане: история и традиции // Страницы Благотворительного Фонда имени Махмуда из Кахабросо. URL: http://fatiha.ru/islam/sufizm/sufidag.htm

Хунагов Р. Д., Шадже А. Ю. Кавказский фактор в современной России // Социологические исследования. 2001.  № 3. С. 77-80.   http://ecsocman.hse.ru/data/478/900/1216/011.pdf

Хунагов Р. Д., Шадже А. Ю. Кавказский фактор в современной России // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 77–80.

Цветкова В. Ф. Политическая ситуация и социально-экономические предпосылки чеченского конфликта в начале 90-х гг. ХХ в. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2008, № 4. С. 33-45

Чабиева, Т. С. Некоторые особенности соотношения понятий «тейп» и «вирд» в ингушском обществе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. № 5–6. С. 200–205.

Черноус В. В. Кавказ – контактная зона цивилизаций и  культур // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 30–40.

Черноус В. В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 154–167.

Шадже А. Ю. Феномен кавказской идентичности // Научная мысль Кавказа. 2002, № 1. С. 36–45.

Шахбанова М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // Социологические исследования. 2008.  № 11. С. 72-76.   http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0379/analit03.php

Шахбанова М. М. Проблема веротерпимости в Республике Дагестан: состояние и тенденции // Научная мысль Кавказа. 2008. № 1.

Шахбанова М. М. Межэтническое общение и межнациональная толерантность в республике Дагестан: состояние, тенденции и взаимовлияние. Махачкала : Алеф, 2010.

Шахбанова М. М. Общественное мнение дагестанских народов о состоянии межэтнической толерантности и интолерантности в республике Дагестан // Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10, № 4. С. 24–32.

Шахбанова М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 72–76.

Шахбанова М. М. Язык как признак этнической самоидентификации (по результатам социологического исследования) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. Вып. 2. С. 289–294.

Шахназарова П. Т. Аварская свадьба: традиции в современности // Фольклор в контексте культуры : материалы 3 Всероссийской научн. конференции. Махачкала, 2012. С. 34–37.

Штырков С. Советские корни этнического традиционализма : случай Северной Осетии // Неприкосновенный запас. 2011, № 4. См. статью

Юсупов М. М. Трансформационные изломы социальной структуры // «Ойла» («Мысль»). 1998. № 1. С. 58–71.

Юсупова Г. И. Глобализация и религиозный терроризм на Северном Кавказе // Исламоведение. 2010. № 4. С. 18–29.

Юсупова Г. И. Глобализация и трансформационные процессы в социально-политической сфере республик Северного Кавказа. М. : Наука, 2007.

Юсупова Г. И. Глобализация и этнополитическая безопасность Юга России. М. : Собрание, 2009.

Юсупова Г. И. Дагестан в новом геополитическом пространстве: конструктивный потенциал и конфликтогенные факторы. Махачкала : ДНЦ РАН, 2007. 

Юсупова С. С.-А. Новые слова и значения в чеченском языке : постсоветский период : автореф. дисс. ... канд. филол. н. Грозный, 2007.

Яхъяев М. Я. Общее и особенное в этнической культуре дагестанцев [Электронный ресурс] // Политическое образование. 2001. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/166960 (дата обращения: 20.05.2014).

 

Публикации по проявлениям архаизации, неотрадиционализма в СМИ округа