Научно-исследовательская база данных » Центральный федеральный округ

 

 

 

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ в этнокультурном плане можно назвать типично русским, исторически являющимся ядром русского культурного мира и связанным напрямую со становлением России как государства. В него входят такие субъекты, как город федерального значения Москва, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области. Здесь, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., проживает более 90% русских. Соответственно, речь может идти о русской социокультурной основе общественной жизни, русском менталитете, традициях русского народа. Рассматриваемые регионы также отмечаются достаточно плотным проживанием населения, отмечается высокая урбанизированность (более 80%).

Ю. В. Попков и С. А. Мадюкова, проанализировав наиболее распространенные определения понятия «неотрадиционализм», сформулировали его так: неотрадиционализм — это процесс следования традиции, обладающий при этом отличными от нее характеристиками, носящими новационный характер. Неотрадиционализм представляется авторам двояким процессом: с одной стороны, непрерывное воспроизводство традиции, а с другой — ее видоизменение, адаптация к современным условиям. В результате происходит не просто следование «образцу», а развитие традиции за счет инкорпорации новации. Таким образом, заключают авторы, неотрадиционализму внутренне присуща диалектика устойчивости и изменчивости, проявляющаяся во взаимообусловленности традиций и новаций (Мадюкова, Попков, 2010: Электр. ресурс). Тем самым они подчеркивают социокультурный аспект понимания неотрадиционализма. Принципиально важно, что неотрадиционализм не вытесняет традиционную культуру, а инкорпорирует, включает ее в себя. Однако в этом симбиозе традиционная культура не остается неизменной, она приобретает новые свойства и выполняет новые специфические социальные функции (Мадюкова, Попков, 2011: 45).

Этот подход представляется нам весьма эвристичным. В целом мы определяем неотрадиционализм как процесс использования норм, ценностей из традиционной культуры, адаптируемых к современным условиям. Важно отметить, что именно механизм адаптации к современным условиям, а не простое воспроизведение традиций является главным отличием неотрадиционализма от традиционализма.

Формы адаптации могут быть разными. Например, С. А. Мадюкова и Ю. В. Попков рассматривают неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла, ревитализация которых способствует воспроизводству этничности в условиях современного кризиса этнической идентичности (там же). Есть также классификация по сферам общественной жизни — так, например, рассматривает проявления архаизации Ч. К. Ламажаа: экономическую, социальную, политическую, культурную (Ламажаа, 2013).

Обобщение определенных проявлений неотрадиционализма в социокультурной жизни населения Центральной России позволило выделить три его формы.

Во-первых, можно выделить фольклорно-этнографическую форму неотрадиционализма, связанную с воспроизводством фольклорных традиций русской этнической культуры, которая, в том числе, развивается на профессиональной основе с воспитательными целями, целями популяризации русской культуры, вписывания фольклорных традиций в современную музыкальную культуру страны и мира. Эти занимаются, например, Российский фольклорный союз, различные фольклорные музыкальные ансамбли, творческие объединения, занимающиеся организацией фестивалей, и др. (Ключникова, 2003: Электр. ресурс).

Как пишет О. А. Ключникова, коллективы осваивают фольклорный материал по законам письменной культуры: они обращаются чаще всего только к песенно-музыкальной стороне народной традиции и воспроизводят ее образцы, зафиксированные в нотах или фонограмме. Подготовкой таких исполнителей занимаются несколько высших учебных заведений России, таких как Санкт-Петербургская консерватория, Вологодский педагогический университет, Воронежский институт искусств (там же).

Российский фольклорный союз проводил в начале 1990-х годов социологическое исследование и составил коллективный портрет участников фольклорного движения. Выяснилось, что участники фольклорных групп предпочитают обращаться к традициям своего (или какого-либо одного) региона, области; основой своей деятельности считая собирательскую работу, поездки в села к носителям народной культуры старшего поколения. Заявляя о своей «нелюбви» к сцене, участники таких групп воспринимают ее лишь как неизбежную форму, которая утвердилась в современной городской жизни. Многие коллективы даже и не называют себя ансамблями. Среди самоназваний: «семейный фольклорный театр», «научно-творческое объединение», «вольное товарищество», «историко-этнографический клуб», «община», «молодежное фольклорное объединение», «лаборатория», «фольклорный клуб» и т. д.

С. Ю. Неклюдов говорит о трансформации непосредственно самих фольклорных форм и называет это «постфольклором» (Неклюдов, Балла, 2010). Речь идет не о русских фольклорных традициях, а о фольклоре горожан, молодежи и пр. — устных формах народного творчества, которые приобрели самое разное звучание, но выполняют почти те же функции, что и классический фольклор.

Во-вторых, можно говорить о военно-этнографической форме неотрадиционализма. Речь идет об организациях, занимающихся возрождением русских воинских традиций (особенно они распространены в Москве, Московской и Тверской областях), которые начали свою деятельность с начала 1990-х годов. Среди традиций, например, традиция русского рукопашного боя [система Голицына (Заветы князя Голицына, электр. ресурс), Буза (Базлов, 2006), система Кадочникова (Кадочников, 2007) и т. д.]. Она поддерживается в воспитательных целях, а также для развития в целом физкультурного движения в стране, любительского и профессионального спорта. В подобные организации вовлечена в первую очередь молодежь, которой передаются исконно русские традиции ведения боя, в отличие от заимствованных восточных или западных боевых традиций с последующей их трансформацией. Данные течения основываются на широком опыте этнографических исследований, передачи «живой» традиции, воспроизводства также и традиционных форм воинского обучения. «Дети должны расти, сразу зная, что они воины и этим отличаются от других» (Заветы князя Голицына, электр. ресурс). Так звучит один из постулатов идеологов таких движений. Речь идет не о подготовке профессионалов в военном деле — ставятся широкие воспитательные задачи закалки духа, моральной устойчивости, патриотизма, долга, чести. Помимо этого, организации отчасти занимают ниши тех детских и молодежных организаций, которые в советское время позволяли подрастающему поколению расти здоровыми, активными (летние лагеря с походами, «зарницами», военными играми и пр.). Именно здесь детям прививаются знания, умения, навыки по выживанию в экстремальных условиях, самообороне, дисциплине, что может быть хорошей школой для подготовки мальчиков к воинской службе в дальнейшем.

Среди возрождаемых традиционных форм могут встречаться традиции разных исторических времен, а также и социальных групп. Так, например, можно рассматривать народные традиции (кулачные бои и пр.), казачьи традиции (владение холодным и стрелковым оружием, верховая езда, казачьи плясы), дворянские традиции (владение холодным и стрелковым оружием, верховая езда).

Н. Орлов отмечает: «…в игровое воспитание, единое во всех группах населения России, входил и особый род игр или игрищ — различные виды безоружной борьбы и кулачного боя, а также палочного и иногда ножевого боя. В той или иной степени к ним было причастно большинство мужского населения России. Мало того, игровая практика входила и в армейские традиции. Так, в середине XIX в. в “типографии военно-учебных заведений” для Пажеского корпуса был отпечатан сборник “Игры для всех возрастов”. А в 1886 г. в Воронеже выпущена книга “Игры для рядовых пехоты”» (Орлов, электр. ресурс).

Возрождение военных традиций происходит не в чистом виде. Наблюдается применение опыта разных традиций, их смешивание и взаимодополнение, даже модернизация — осовременивание. Ряд компонентов оказываются недостаточно востребованными в современных условиях и носят скорее игровой характер (например, фехтование), какие-то видоизменяются (например, применение боевой трости) (Базлов, электр. ресурс).

В-третьих, в качестве особой формы неотрадиционализма в Центральном округе (прежде всего, в Москве, Московской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Орловской областях), на наш взгляд, можно рассматривать неоязычество. По мнению ряда современных исследователей данного феномена, современное язычество представляет собой результат духовного поиска населения, ищущего корни своей идентичности в культурных корнях российского народа до христианского периода (Серегин, 2001; Неоязычество на просторах Евразии, 2001).

Неоязычество представляется как возрождение, реконструкция, подражание древним языческим учениям, духовным практикам. Оно может проявляться как в виде этнографических движений, так и псевдоучений. Оно апеллируют к природе как высшей силе, к пантеону славянских богов, к «ведической славянской традиции» (Асов, 1997), «нравственному закону рода» и т. д.Славянское язычество представляет собой неупорядоченное религиозное движение, состоящее из небольших общин, насчитывающих обычно 10–20 человек. Каждая община имеет свою идеологию, которая сформировалась практически автономно. Заметно разделение общин на московские («Коляда Вятичей», «Велесов круг», Московская славянская языческая община, аналитическая группа «Северный ветер» и др.) и провинциальные. «Москвичи» большее внимание уделяют идеологическим разработкам, пропагандистской деятельности, а «провинциалы» — этнографическим разработкам. Московские общины представляют собой совершенно определенный круг общения, достаточно замкнутый, но в то же время являющийся центром притяжения для многих провинциальных язычников (Родноверие в России, 2013: Электр. ресурс).

Участники Московской славянской языческой общины, например, считают: чтобы сберечь детей от наркомании, соседа от пьянства, а коллегу на работе от стяжательства, надо задействовать потенциал традиции, по которой жили сотни поколений предков, надо сделать жизнь лучше не только себе, но и вокруг себя, помогая своим согражданам обрести то, что по праву принадлежит не только истории России, но и живущим на ее территории ее народам (там же).

Выделенные формы неотрадиционализма, наблюдаемые в Центральной России, конечно, взаимосвязаны, и само выделение данных форм достаточно условно. Одни из организаций более крепко оформлены идеологически, другие — менее; одни более успешны в коммерческом плане, другие и вовсе не ставят целью получение прибыли. Ускорение социальной жизни, вымывание в условиях глобализации и вестернизации традиций народной культуры представляют собой не только угрозу для самой культуры, но и для морального здоровья в целом поколений, поэтому важно подчеркивать нравственное значение, которое несут в себе неотрадиционалистские движения, разумеется, работающие легально.

В. А. Лапшин

 

Библиография по округу:

 

Аллахярова А. Г. Социальная сфера региона: состояние, проблемы и пути развития : на примере Брянской области : автореферат дис. ... канд. эк. н. М., 2012.

Асов, А. И. (1997) Книга Велеса. М. : Наука и религия. 288 с.

Базлов, Г. Н. (2006) Русский рукопашный бой Буза. М. : б/и. 80 с.

Базлов, Г. Н. Боевая тростка [Электронный ресурс] // Русский рукопашный бой — Буза. URL: http://www.buza.ru/text.php?cat_id=9&text_id=42 [архивировано в WebCite].

Безуглова Т. В. Социальное взаимодействие учреждений культуры и общества в контексте развития региональной культуры : на примере Курской области : автореф. дис. ... канд. соц. н. Курск, 2006.

Белов М. С. Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области : автореферат дис. ... канд. культ. Шуя, 2012 .

Белозерова Т. Б. Региональные средства массовой информации в условиях культурно-политических изменений 1970-х-1990-х гг. : На материалах Курской области : дисс. ... канд. ист. н. Курск, 2004.

Белугина Г. К. Актуализация нематериального культурного наследия в музейно-выставочной и туристско-рекреационной деятельности : на примере Ивановской области : автореф. дис. … канд. культ. Ярославль, 2011.

Беседина В. Н. Управление воспроизводством квалифицированных кадров в сельском хозяйстве в условиях рыночных отношений : На материалах областей Центрального Черноземья : дисс. ... д-ра эк. н. Курск, 2002.

Богаделина И. А. Роль и место малого и среднего предпринимательства в депрессивном регионе: взаимосвязь экономических и социальных аспектов : дисс. ... канд. эк. н. Иваново, 2006.

Бойцов О. Н. Топонимия Смоленского края в прошлом и настоящем : автореферат дис. ... канд. филол. н. Смоленск, 2003.

Гайсина Ю. В, Верхнеокская песенная традиция Тульского региона как этномузыкальная система : автореф. дис. ... канд. иск. М., 2008.

Гененко И. А. Оптимизация общественного землепользования в староосвоенных регионах на примере Белгородской области : автореф. дис. ... канд. геогр. н. Воронеж, 2007.

Гладких А. Н. Личные подсобные хозяйства как форма реализации трудового потенциала сельского населения : автореф. дис. ... канд. эк. н. Курск, 2011.

Емельянова Е. И. Подготовка кадров сельскохозяйственного производства Курской области в период социально-политической трансформации общества: 1985–2000 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. н. Курск, 2009.

Заветы князя Голицына [Электронный ресурс] // Русское боевое искусство. URL: http://na-lubky.com/node/147 [архивировано в WebCite].

Иванов Е. О. Основные направления функционирования малого бизнеса в сельской местности : автореф. дис. ... канд. эк. н. Курск, 2011.

Иващенко И. Ю. Сценарное прогнозирование и анализ рисков развития региональных систем : автореферат дис. ... канд. эк. н. Белгород, 2011.

Игнатьев И. С. Теневая экономика : политэкономический аспект : автореф. дис. ... канд. эк. н. Иваново, 2009.

Кадочников, А. А. (2007) Русский рукопашный бой по системе спецназа. Ростов н/Д : Феникс. 224 с.

Кармышев Ю. А. Инновационное развитие депрессивных регионов в трансформируемой экономике России : автореф. дис. ... д-ра эк. н. Тамбов, 2004.

Ключникова, О. А. (2003) О современных тенденциях фольклорного движения России [Электронный ресурс] // Российский фольклорный союз. URL: http://www.folklore.ru/article/122-folklornoedvigenie.html [архивировано в WebCite].

Кодина И. Н. Образ жизни населения малого города: социальные практики и детерминанты : на материалах Ивановской области : дисс. ... канд. эк. н. Нижний Новгород, 2012.

Коконин Н. М. Формирование и развитие системы управления социокультурным комплексом региона : дисс. ... канд. эк. н. Нижний Новгород, 2004.

Копсергенова А. А. Культурное наследие : философские аспекты анализа : автореф. дис. ... канд. филос. н. Ставрополь, 2008.

Крупкин П. Л., Лебедев С. Д. К сакральным основаниям локальных идентичностей в сегодняшней России: опыт структурного анализа // Социологический журнал. 2013, № 4. С. 35-48.

Михайлов А. Н. Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в аграрном производстве Курской области в конце XX — начале XXI веков : автореф. дис. ... канд. ист. н. Курск, 2011.

Наумова Л. В. Преподаватели высшей школы в условиях трансформации российского общества 1985 — серед. 1990-х гг. : на материалах Тверской области : автореф. дис. ... канд. ист. н. Самара, 2010.

Неклюдов, С., Балла, О. (2010) Фольклор после фольклора // Знание — сила. № 7. С. 91–98.

Немыкина Н. В.  Становление и развитие среднего профессионального образования на белгородчине: традиции и новаторство : автореферат дис. ... канд. пед. н. Белгород, 2009.

Неоязычество на просторах Евразии (2001) / ред. и сост. В. А. Шнирельман. М. : Библейско-богословский институт. 177 с.

Лапшин В.А. Неотрадиционализм в Центральной России: формы, движения, идеология // Знание. Понимание. Умение. 2014, № 2. С. 102–108.

Орлов, Н. Краткий анализ русской (восточнославянской) боевой традиции и ее применения в современных условиях [Электронный ресурс] // Русский рукопашный бой — Буза. URL: http://www.buza.ru/text.php?cat_id=1&text_id=96&page=1 [архивировано в WebCite].

Орлова О. С. Формы хозяйствования на селе: тенденции развития и эффективность : на материалах Тверской области : автореф. дис. … канд. эк. н. М., 2007.

Павлова Т. В. Народные промыслы Тульского края. Их культурно-историческая и художественная ценность : Истоки, развитие, перспективы : автореф. дис. ... канд. иск. М., 2004.

Перцев В. Н. Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района : автореферат дис. ... канд. эк. н. Воронеж, 2011.

Родноверие в России (2013) [Электронный ресурс] // Славянская культура. URL: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/jazychestvo/rodnoverie-v-rosi.html [архивировано в WebCite].

Селюкова Т. А.   Народное музыкальное творчество русской провинции : автореферат дис. ... канд. филос. н. Белгород, 2011.

Серегин, А. В. (2001) Владимир Соловьев и «новое иррелигиозное сознание» // Новый мир. № 2. С. 134–148.

Сержантова А. А. Социальные аспекты преступного поведения несовершеннолетних : на материале Смоленской области : автореф. дис. ... канд. соц. н. М., 2009.

Сидельников Д. С. Трансформация занятости сельского населения : на материалах Белгородской области : автореферат дис. ... канд. эк. н. Москва, 2007.

Тагиров Р. Ю. Этнический фактор в экономике региона : по материалам Ивановской области : автореф. дис. ... канд. эк. н. Владимир, 2010.

Тарасенко Г. М. Организация противодействия социальным отклонениям в поведении молодежи : на материалах Белгородской области : автореферат дис. ... канд. соц. н. Белгород, 2008.

Тищенкова Т. В. Традиционная свадьба Смоленщины: адаптация в современности : автореферат дис. ... канд. иск. Ростов-на-Дону, 2005.

Февралева Л. А. Социально-философские аспекты отношений государства и религиозных объединений в постсоветский период : на материалах Владимирской области : автореферат дис. ... канд. филос. н. Архангельск, 2009.

Черемисина Н. В. Статистическое измерение теневой экономики : региональный аспект : автореф. дис. ... д-ра экон. н. Самара, 2007.

Шершнева Л. А. Организация внутрихозяйственных экономических отношений в закрытых акционерных обществах : На материалах Калужской области : дисс. ... канд. эк. н. М., 2005.

Щавелёв С. П. Судьбы исторических древностей Южной России и их место в её провинциальной культуре XVII — ХХ вв. : По материалам археолого-этнографического изучения Курского края : дисс. … д-ра ист. н. Курск, 2002.

 

Публикации по теме архаизации, неотрадиционализма в СМИ округа