Научно-исследовательская база данных » Сибирский федеральный округ
В состав Сибирского федерального округа входят следующие субъекты РФ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область.
Сибирские регионы, прежде всего с этнической культурой населения (Алтай, Тува, Бурятия, Хакасия), весьма показательны в плане развертывания архаизационных процессов и неотрадиционалистических движений. Феномены архаизации здесь выразились в первую очередь в натурализации хозяйственной деятельности, в актуализации архаических представлений о земле как территории коллективного пользования родов и отторжении идеи частной собственности на землю; в массовом возрождении архаических семейно-родовых объединений и правил взаимопомощи; в возрождении значения скота как ценности, элемента богатства, мерила материального благополучия (экономическая волна архаизации). В пространственно-временных представлениях стало заметным проявление архетипов гор, например, как маркеров границ локализованного мира; актуализировались циклические, предметные характеристики времени (культурная волна архаизации); изменения произошли в усилившейся дистанцированности этносов, этнических групп, родоплеменных образований друг от друга (социальная волна архаизации). Политическая волна архаизации проявилась в клановости во власти с построением клановых корпораций вокруг глав регионов, с участием их семей, ближайшего окружения и земляков, решавших архаические задачи самообеспечения и защиты своих интересов. Острота данных процессов, масштабность и стихийность пришлись на 1990-е годы.
Сейчас, спустя два десятка лет относительная экономическая стабилизация позволили ряду процессов принять оформленный характер. Традиции стали в отдельных местах особой заботой социальной, культурной политики властей, в традиционных видах деятельности часть населения стала находить возможности не просто для самоидентификации, но и для предпринимательства. Разумеется, речь не идет о масштабном распространении данных процессов, не о том, что региональные программы полностью выполняются, что опора на традиции у предпринимателей ставит своей целью только социально-значимые задачи. Определенная деятельность имеет столь узкую направленность, что исследователи характеризуют их даже терминами «псевдо», «лже», «квази» и пр. Наше внимание направлено не на столь крайние варианты.
Формы неотрадиционализма в Сибири исследователи, в частности, Ю. В. Попков, С. А. Мадюкова, рассматривают в обрядах жизненного цикла, ревитализация которых способствует воспроизводству этничности в условиях современного кризиса этнической идентичности (Мадюкова, Попков, 2011). В. А. Лапшин, анализируя проявления неотрадиционализма в центральной России, например, пишет о следующих формах: фольклорно-этнографической (связанной с воспроизводством фольклорных традиций русской этнической культуры); военно-этнографической (представленной в деятельности организаций, занимающихся возрождением русских воинских традиций); неоязыческой (разворачивающейся в реконструкции, подражании древним языческим учениям, духовным практикам у этнографических движений и псевдоучений) (Лапшин, 2014).
Проявления неотрадиционализма, который исследователи изучают на территории Сибири, также можно анализировать с разных позиций. Мы предлагаем здесь рассматривать такие формы неотрадиционализма как: религиозная, празднично-обрядовая, культурно-хозяйственная, а также идеологическая, фольклорно-музыкальная. Они разворачиваются в сферах общественной жизни, которые безусловно пересекаются, взаимосвязаны и наше условное выделение данных форм основано на обобщении тех фактов, явлений, движений и процессов, которые наблюдают исследователи.
В первую очередь, конечно, следует сказать о религиозной форме неотрадиционализма. В системе религиозных верований коренных народов Сибири центральное место занимал шаманизм, как вера в духов природы, в которой особое значение уделялось посреднической деятельности между людьми и данными духами представителей особого сословия — шаманов. Процесс возрождение шаманизма полным ходом пошел в русле общего возрождения национальных культур с 1990-х годов и наблюдается он исследователями на Алтае, в Туве, Хакасии, Забайкальском крае, Иркутской области, Бурятии. Шаманизм является архаической религиозной системой народов Сибири и новые шаманистские общества, движения, даже съезды представляют собой именно «поднятие» архаических культурных пластов, намерения и самих шаманов, и всех, кто их поддерживает, обращается к ним — укрепить древние основы этнических культур, укрепить взаимосвязь нынешних людей с той цепью культурной преемственности с предками, которая была оборвана в советские времена. Тем не менее, укрепление позиций православия и буддизма, как более поздних религиозных систем, распространившихся на территории Сибири, также можно рассматривать как направление неотрадиционалистских движений, поскольку выполняет ту же задачу восстановления и укрепления социокультурной идентичности. И если приверженность мировым религиям подразумевает духовное самосовершенствование людей, т. е. решение задач морально-нравственного оздоровления общества, ввергнутого в постсоветский период в ценностный вакуум «двойного отказа» (от атеизма, до этого разрушавшего религиозность), то неотрадиционалистский шаманизм с одной стороны призывал к восстановлению этики поведения с окружающей природой, а с другой — способствовал профессионализации данной группы священнослужителей. Разумеется, есть терминологические дискуссии о том, кого называть настоящими шаманами, что может являться традиционным шаманизмом, а что подпадает под категорию «псевдо» (псевдошаманизм, псевдошаманы). Всплеск интереса к шаманам и шаманизму, в том числе у туристов, способствовал и развитию туристических, костюмированных форм данной традиции, ориентированных прежде всего на выгоду и прибыль, чем на решение социокультурных задач.
Очень хорошо наблюдается в сибирских регионах развитие празднично-обрядовой формы неотрадиционализма, в основе которой лежат специфические для каждой культуры традиции календарной культуры, хозяйственных циклов земледельцев, животноводов, трудовой этики, семейных и общинных взаимоотношений, а также религиозные воззрения. Одним из самых массовых действий для ряда регионов стали праздники встречи нового года по лунному календарю. Например, на Алтае такой праздник называется Чага-Байрам, в Туве — Шагаа, Хакасии — Чыл-Пазы, Бурятии — Сагаалган. Региональными властями за этими праздниками, даты которых каждый год устанавливаются в соответствии с фазами лунного календаря, устанавливается статус выходного праздничного дня, широко проводится разъяснительная популяризационная работа по смыслу праздника, его истокам, порядку проведения, деталям обрядности и пр. Основное назначение подобных празднеств на сегодня, которое проводят власти регионов, состоит в реставрации культурных этических норм, моральном оздоровлении общества. Древние традиции народов осуждали пьянство, насилие, непочтительность и пр.; поддерживали уважение к старшим, к накопленному опыту, прививали трудолюбие и др. Соответственно, созидательный, охранительный потенциал традиций в нынешних условиях смешения, размывания ценностей стал чрезвычайно востребован, это понимают и власти, и интеллектуальные слои обществ, и широкие массы. В этом смысле экономический интерес к данным мероприятиям, которые одновременно и стали событийными элементами для этнокультурного туризма в регионах, на наш взгляд, уступает тем широким социокультурным задачам, которые они могут решать и в определенном роде уже решают.
Культурно-хозяйственная форма неотрадиционализма связана с традициями хозяйствования, бытовавшими у коренного населения Сибири много веков — животноводства (в том числе кочевого: оленеводства, коневодства, яководства, овцеводства), переработкой продукции животноводства, земледелия, промысловой охоты, рыболовства, собирательства. Особую актуальность восстановление подобных видов деятельности приобрело для коренных малочисленных этносов, проживающих вдали от центров урбанизации, промышленности, которые и в советские времена продолжали сохранять традиционный образ жизни. Тем не менее, все сельское население территории Сибири (как и всей России) стоит перед задачей такой организации хозяйствования, которая позволяла быть не просто производительными, но и успешными, конкурентоспособными. Разумеется, этнокультурные традиции могут стать основой для производства редкой, подчас уникальной, а значит конкурентоспособной продукции, однако успех зависит также и от организации сбыта. Поэтому данная задача решается и должна решаться не только самими производителями, но и властями, за которыми и обеспечение законодательной базы, и соответствующий налоговый фон, и привлечение внимания к своим малым сельскохозяйственным, животноводческим хозяйствам. В Туве, например, подобная практика сотрудничества «низов» и «верхов» вылилась в программу «Одно село — один продукт», которая началась в прошлом году как губернаторская. Объявляя в предъюбилейный год данный проект, глава республики тогда заявил, что необходимо создавать материальные бренды, которые бы передавали самобытность Тувы, её дух. Все муниципалитеты республики должны были определиться со своими ключевыми экономическими приоритетами — сформировать свои бренды. Разумеется, планы не ограничивались исключительно традиционными видами продукции сельхозпроизводителей, но, тем не менее, малое предпринимательство на селе получило значительную поддержку для развития.
Идеологическая форма неотрадиционализма усматривается нами в активизации общественно-политических дискуссий о социокультурной самобытности, уникальности, своеобразии исторического пути регионов. В определенной форме начало подобной тенденции пришлось на 1990-ые годы, когда республики стали восстанавливать свои исторические самоназвания, самоназвания коренных народов и связано это было с общим процессом возрождения национальных культур, желания подчеркнуть свою уникальность после длительного периода действия политики советизации и унификации. Впоследствии тенденция стала разворачиваться на уровне наименований вновь созданных предприятий, организаций разного профиля, вплоть до ветвей власти (например, название «хурала»), названий фирм, магазинов, отелей и пр. Идеи брендов регионов, так распространившиеся на территории всей страны, в условиях Сибири выразились также в актуализации имен и особенностей биографии исторических деятелей, даже мифологических персонажей, символов и образов культуры, которые позволяют территории заявить о себе, подчеркнуть свою уникальность. При этом, мы полагаем, что нынешний расцвет подобной формы неотрадиционализма после периода активной «десоветизации» плавно влился в русло тех мировых процессов локализации культур, противящихся глобализации и вестернизаци (вспомним, противостоящие друг другу образы в книге Томаса Фридмена «Лексус и Олива. Понимая глобализацию» (Фридмен Т., 2003)).
Фольклорно-музыкальная форма неотрадиционализма, продолжая и развиваясь в тесном переплетении с уже названными формами, выражает стремление представителей культур восстановить традиционные формы устной культуры, зрелищного, песенного искусства, позволяющие поддерживать интерес населения, и прежде всего молодежи, к культурному наследию, популяризировать его не только в своей культурной среде, но и за ее пределами. Именно в русле данных процессов выступают артисты, музыканты, исполнители горлового пения — традиционного вида пения народов Центральной Азии (например, хоомей в Туве, кай на Алтае). Как отмечают этномузыковеды, в частности В. Ю. Сузукей, современные изменения данной традиции свидетельствуют о незаурядных творческих потенциях горлового пения, о его способности к новым проявлениям. Сохраняя свою аутентичность в сфере бытового музицирования среди носителей традиции, этот жанр «экстраординарного» пения в то же время претерпевает существенную трансформацию, проявляя при этом необычайную пластичность (Сузукей В.Ю., 2007).
Сегодня искусство горлового пения существует как в своем первозданном виде, так и в современных музыкальных формах, где оно соединяется с различными жанрами популярной и авангардной музыки. Он вписался в волну общего интереса к жанру «world music» — мировой, этнической музыки с ее уникальными формами, и безусловно стал одним из важнейших элементом туристической привлекательности для регионов.
В целом, мы подчеркнем, что выделенные нами формы неотрадиционализма достаточно условны, взаимопересекаются, взаимосвязаны. Возможны и иные классификации, типологии, которые позволят зафиксировать и отдельные неназванные тенденции актуализации многовекового, в том числе архаического культурного опыта, традиций, которые бытуют ныне в частности у народов Сибири. Все это можно назвать определенного рода социальной реакцией на кардинальные перемены — теми социальными процессами ответного характера, которые позволяют населению адаптироваться к переменам, осмыслять их, пытаться использовать, при этом поддерживая и даже укрепляя свою этнокультурную идентичность.
Ч. К. Ламажаа
Библиография научных работ по регионам округа:
Абаев Н. В. Традиционное общество народов Центральной Азии [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2009, № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_3/475-abaev2.html
Адаптации населения в Сибири: этапы, механизмы, результаты. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2003.
Аксютин Ю. М., Тышта Е. В., Костюнина А. А., Каширина М. В., Лушникова О. Л., Игнатова Н. В. Трансформации религиозности в постсоветской России (на примере Республики Хакасия) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 9-2. С. 21–24.
Амоголонова Д. Д., Елаева И. Э., Скрынникова Т. Д. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период) / Отв. ред. Т. Д. Скрынникова. Иркутск, 2005.
Анайбан З. В. Межнациональные отношения в Туве в 1990-е годы (по материалам этносоциологических исследований). М., 1999.
Анайбан З. В. Социально-экономические процессы в регионах Южной Сибири и условия адаптации населения к новым условия жизни [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2009, №№ 1–2. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/110-social-economic-processes.html
Анайбан З. В. Этнические общности в эпоху реформирования // Постсоветская Хакасия: трансфрмационные процессы и этнорегиональные модели адаптации. Этносоциологические очерки. М., 2005. С. 361–388.
Анайбан З. В., Тюхтенева С. П. Этнокультурная адаптация населения Южной Сибири (современный период). М., 2008.
Анайбан З. В., Губогло М. Н., Козлов М. С. Формирование этнополитической ситуации. Том 1. Очерки истории постсоветской Тувы. М., 1999.
Анжиганова Л. В. Традиционная культура как основа педагогики хакасского народа // Сайт НГУ.
Анжиганова Л. В. Этнокультурный неотрадиционализм как ресурс развития региона: проблемы и противоречия [Электронный ресурс] / Избранные тезисы выступлений участников Международного семинара «Этносоциальные процессы во Внутренней Евразии» (г. Петрозаводск, июнь 2011 г.) // Новые исследования Тувы. 2011, №№ 2-3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_2-3/3780-tezisy.html
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. 804 с.
Бадмаев В. Н. Феномен хозяйственной культуры : кочевой опыт // Новые технологии. 2007, № 3. С. 15–19.
Балакина Г. Ф. Динамика социокультурных реалий в период трансформаций // Социально-экономические проблемы Республики Тыва в период трансформации. Сб. научных статей. Новосибирск, 1998. С. 75–83.
Балакина Г. Ф., Анайбан З. В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы. Новосибирск, 2005.
Бойко В. И. Сибирь на рубеже веков: к концепции развития // Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории-Новосибирск: Наука, 1998. С. 25–31.
Буров В. Ф. Свои и чужие. Абакан: РОСА, 1997.
Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1996.
Голубцова Е., Буровский А. Хакасия: идеология и ландшафты // Вестник Евразии, 1995, № 1. С. 32–46.
Гончарова Г. С., Савельева Л. Я. Семейно-брачные отношения у народов Сибири. Проблемы, тенденции, перспективы. Новосибирск, 2004.
Гордиенко А. Оптимизация межкультурного взаимодействия северных этносов как фактор сохранения и развития этнической и личностной идентификации // Гуманитарные науки в Сибири, 1994. № 1. С. 32–37.
Данилин А. Г. Бурханизм. Горно-Алтайск: Ак чечек, 1993.
Даргын-оол (Ламажаа) Ч. К. Новые кочевники // Человек. 2006, № 6. С. 54–62.
Даргын-оол (Ламажаа) Ч. К. Проблемы и перспективы модернизации в Туве // Свободная мысль. 2005, № 12. С. 48–63.
Даргын-оол (Ламажаа) Ч. К. Тувинские формулы барьера и преодоления // Человек. 2005, № 1. С. 49–58.
Донахо Б. Тувинцы-тоджинцы : очерк современной культуры // Тюркские народы Восточной Сибири / Отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Алексеев. М., 2008. С. 186–204.
Донгак В. С. Этническая идентичность тувинцев : автореф. дис. … к.с.н. СПб., 2003.
Донгак В. С. Этническая история как один из факторов содержания этнической идентичности (на материале исследования студенческой молодежи ТывГУ) // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Кызыл, 9–11 сентября 2009 г.). В 2-х чч. Ч. II. Кызыл, 2009. С. 169–174.
Донгак С. Ч. К вопросу о традиционном землепользовании тувинцев // Ученые записки ТИГИ. Вып. XXII. Кызыл, 2010. С. 200–209.
Доржу З. Ю. Этнополитическая ситуация в Республике Тыва // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып 3. Новосибирск, 2000. С. 249–253.
Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск, 2010.
Ерохина Е. А. Взаимодействие традиций и новаций в межэтнических региональных сообществах (на примере регионального сообщества Республики Хакасия) [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010, № 3. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_7/2134-erokhina.html
Жамбалова С. Г. Кочевой образ жизни в современном мире: проблемы традиционализма и модернизации // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 2. С. 142–149.
Жители Хакасии о своей жизни. М. – Абакан : Хакасское книжное изд-во, 1994.
Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
Жумагамбетов Т. С. Патронимия как внутренняя структура политической власти в кочевом обществе // Вестник ОГУ. 2006, № 5. С. 27–31.
Зотова О. Х. Неорганизованный рынок Республики Тыва // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып 3. Новосибирск, 2000. С. 79–80.
Инкижекова М. С. Текст традиционной этнической культуры и современных культурных практик хакасов : культурфилософский анализ : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Саранск, 2011.
История Тувы. В 2 тт. Изд. 2-е. Т. 1. Новосибирск, 2001; Т. 2. Новосибирск, 2007.
Казачинова Г. Г., Татарова В. К. Чыл пазы. Голова года. Абакан : РОСА, 1997.
Кара-оол Л. С. Термины родства и свойства в тувинском языке : автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2004.
Кара-оол Ш. В. 65 лет в составе России — основные вехи социально-экономического, политического и культурного развития // Ученые записки ТИГИ. Вып. XXII. Кызыл, 2010. С. 18–28.
Карлин А. Б. Региональные аспекты модернизации России (опыт Алтая) // Экономика и управление. 2012. № 11. С. 6–9.
Кисель В. А. Современный похоронно-поминальный ритуал тувинцев [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010, № 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_8/2521-kisel.html
Кичигина А. Г. Сибирская неоархаика этапы становления // Социальные проблемы современного города в визуальной культуре дизайн, реклам и полиграфия / Материалы VII междуна науч-практ конф - Омск Изд-во ОмГТУ, 2008 -С 105-108.
Кичигина А. Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири // Омский научный вестник. 2007. №1 (51). С. 183-187.
Колмаков Г. В. Проблемы социального развития Республики Тыва в период реформирования // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып 3. Новосибирск, 2000. С. 78–79.
Котлобай Л. А. Шаманство как социокультурный феномен народной культуры : автореферат. … к.филос.н. М., 1995.
Кочевая цивилизация Великой степи : современный контекст и историческая перспектива : Мат. Междунар. науч. конф. и междунар. науч. форума. Элиста, 2002.
Кривоногое В. П. Хакасы. Этнические процессы во второй половине XX века. Абакан : Центавр, 1997.
Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев. Структура и трансформации. Кемерово, 2006.
Ламажаа Ч. К. Архаика и архаизация общества в период социальных трансформаций (на примере Тувы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010, Т. 8, Вып. 3. С. 92–97.
Ламажаа Ч. К. Клановость в политике регионов России. Тувинские правители. СПб., 2010.
Ламажаа Ч. К. Модернизация России — модернизация Тувы [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2009, № 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_4/960-lamajaa-modernizatya.html
Ламажаа Ч. К. Поколения Тувы ХХ века // Человек. 2008, № 4. С. 57–73.
Ламажаа Ч. К. Политическая культура Тувы // Политические исследования. 2008, № 4. С. 48–54.
Ламажаа Ч. К. Проблема архаики и архаических категорий тувинской культуры // Вестник ВЭГУ. 2011, № 1. С. 109–116.
Ламажаа Ч. К. Проблема политической архаизации Тувы // Знание. Понимание. Умение. 2011, № 2. С. 108–115.
Ламажаа Ч. К. Социальная архаизация постсоветской Тувы // Знание. Понимание. Умение. 2009, № 2. С. 124–129.
Ламажаа Ч. К. Теория модернизации и история Тувы [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2009, №№ 1–2. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/111-modernization.html
Ламажаа Ч. К. Тува между прошлым и будущим. М., 2008.
Ламажаа Ч. К. Центральная Азия: истоки современной клановости в политике // Знание. Понимание. Умение. 2008, № 4. С. 205–211.
Ламажаа Ч. К. Экономическая архаизация постсоветской Тувы // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2011, Т. 9, Вып.1. С. 78–84.
Логинов В. Г., Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: политико-правовой статус и социально-экономическое положение / Отв. ред. Е. М. Козаков. Екатеринбург, 2009.
Мадюкова С. А. Социокультурный неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла (на примере женщин тюркских этносов Южной Сибири) : автореф. дисс. … канд. филос. наук. Новосибирск, 2008.
Мадюкова С. А., Попков Ю. В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб., 2011.
Мазай Л. Ю. Проявление шаманского неотрадиционализма в Республике Хакасия // Вестник Бурятского госуниверситета. 2014, № 6. С. 138-141.
Манзанова Г. В. Проблемы развития новых форм хозяйствования в аграрной сфере РБ с позиций интересов национальных групп // Возрождение традиционного животноводства, его связь с материальным бытом, культурой, традициями и обычаями населения Байкальского региона, Улан-Удэ, 1998. С. 110–114.
Манзанова Г. В. Традиции и новации в развитии сельского хозяйства Забайкалья в новых условиях хозяйствования // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Улан-Удэ, 1996. С. 106–112.
Межнациональные отношения в Хакасии. М. – Абакан : Хак-НИИЯЛИ, 1997.
Монгуш М. В. Деятельность нетрадиционных конфессий в Туве: 1990–2010 гг. [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2012, № 1. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_13/4472-mongush-mv.html
Монгуш М. В. Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Токио, 2010.
Монгуш М. В. Тува век спустя после Каррутерса и Менхен-Хельфена. Токио, 2010.
Монгуш М. В. Тувинцы Монголии и Китая. Этнодисперсные группы (история и современность). Новосибирск, 2002.
Монгуш М. В. Тувинцы России, Монголии и Китая: этнические и этнокультурные процессы, современная идентичность : дисс. … д.и.н. М., 2005.
Мордвинков А. Г. Основы эффективности малого предпринимательства в условиях традиционной экономики Республики Тыва. Кызыл, 2009.
Москаленко Н. П. Этнополитическая история Тувы в ХХ веке. М., 2004.
Мышлявцев Б. А. Русские и тувинцы: образ «другого». Проблема взаимодействия культур [Электр. ресурс] // Сибирский этнографический вестник. № 14 (15). Новосибирск, 2003. URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/index.html?mi=25&id=1472
Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец ХХ — начало XXI вв.) : автореф. дисс. … к.и.н. Новосибирск, 2002.
Мышлявцев Б. В. Похититель скота и социальная гармония. Некоторые аспекты отношений собственности у тувинцев Западной Тувы [Электр. ресурс] // Сибирский этнографический вестник. 2001, № 5 (6). URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/index.html?mi=25&id=1123
Нечипоренко О. В., Вольский А. Н. Социальная ситуация в сельских районах Республики Алтай. Новосибирск, 2000.
Николаева Е.В. Неотрадиционализм в культуре повседневности (Российская версия конца XX века) : дис. ... канд. культурологических наук. М., 2004. 170 c.
Орешкова Ю. А. Мифологическое сознание этноса в условиях этнического неотрадиционализма // Теория и практика общественного процесса. 2013, № 6. С. 138-140 (http://elibrary.ru/item.asp?id=19143180)
Охлопков В. Е. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутии)) : автореф. дис… д.социол.н. М., 2004.
Пак О., Глендиннинг Э., Попков Ю. Социальное самочувствие молодежи Сибири (международное исследование). Новосибирск и Новосибирская область. Новосибирск, 2004.
Пименова К. В. Возрождение и трансформации традиционных верований и практик тувинцев в постсоветский период :основные проблемы : автореф. дисс. … к.ист.н. М., 2007.
Плюснин Ю. М. Малые города России. Социально-экономическое поведение домохозяйств, ценностные установки и психологическое состояние населения в 1999 г. М. : Московский общественный научный фонд, 2000.
Попков Ю. В. Базисные ценности народов Евразийской цивилизации в условиях глобализации [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2009, № 1–2. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/95-basic-values.html
Попадюк Н. К. Институциональная система малочисленных народов Крайнего севера и рыночная модернизация страны: возможен ли синтез? [Электронный ресурс] // Российские модели архаизации и неотрадиционализма. 2014. URL: http://www.neoregion.ru/news/120-popadyuk.html
Попков Ю. В., Костюк В., Тугужекова В. Н. Этносы Сибири в условиях современных реформ (социологическая экспертиза). Новосибирск, 2003.
Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б. З. Нанзатов, Д. А. Николаева, М. М. Содномпилова, О. А. Шагланова. М., 2008.
Роббек В. А., Костюк В. Г., Баишева С. М. Отношение народов Севера Республики Саха (Якутия) к рыночным трансформациям // Гуманитарные науки в Сибири. 2006, № 3. С. 82–87.
Сагалаев A. M. Алтайцы: старая религия и «новая идеология» // Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск : Наука, 1997.
Самушкина Е. В. Новые праздники народов Саяно-Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. № 4. С. 107–113.
Сибирский миф. Архаика и современное искусство // Голоса территорий : материалы открытой дискуссионной кафедры. Омск, 29 апреля 2005. Омск, 2005.
Современная духовная культура народов Сибири и Севера. Омск: Изд-во ОГУ, 1989.
Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009–2011 гг.). Красноярск : СФУ, 2011. См. книгу
Строганова E. H. Национально-культурное возрождение Бурятии: взгляд изнутри села. // Этнографическое обозрение. 1997. №1. С. 86–100.
Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в постсоветское время // Вестник Томского гос. университета. 2006, Вып. № 94. С. 89–101.
Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. М., 2007.
Сузукей В. Ю. Пространство и время в традиционной культуре тувинцев [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2009, №№ 1–2. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/128-space-and-time.html
Федотова В.Г. Анархия и порядок. М. : Эдиториал УРСС, 2000. 144 с.
Федотова В.Г. Хорошее общество. М. : Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.
Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества. М. : Культурная революция, 2008. 608 с.
Фридмен Т. Лексус и олива. Понимая глобализацию / пер. с англ. СПб. : Весь, 2003. 519 с.
Фурсова Е. Ф., Аксенова И. Ю. Традиции и новации в современной праздничной культуре: к постановке проблемы на примере Сибири // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 3. С. 292–298.
Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. М., 2010.
Щетинин Е. В. Общая характеристика процессов приватизации в начале 1990-х гг. на материалах Республики Хакасия // Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая : Сб. науч. тр. Вып. 11 / Под ред. В. Н. Тугужековой. Абакан, 2010. С. 82–87.
Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 3. Новосибирск, 2000.
Этносоциальные процессы в Сибири. Тематический сборник / под ред. Ю. В. Попкова. Вып.1. Новосибирск: ЦЭРИС, 1997.
Этносоциальные процессы в Сибири. Тематический сборник / под ред. Ю. В. Попкова. Вып. 2. Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 1998.
Этносы Сибири. История и современность. Материалы научно-практической конференции. Красноярск: Изд-во КГУ, 1994.
Южная Сибирь в эпоху перемен: адаптационные возможности населения / отв. ред. З. В. Анайбан, Н. М. Горбунова, Н. И. Фомина. М., 2007.
Сообщения по теме архаизации, неотрадиционализма в СМИ округа