Научно-исследовательская база данных » Центральный федеральный округ » Воронеж стал культурной столицей СНГ на год

 

 

 

Воронеж стал культурной столицей СНГ на год

Дата публикации: 14.10.2014, 21:11, просмотров: 1437

В минувшую пятницу, 10 октября, Воронеж официально стал культурной столицей СНГ. Этот статус город будет носить весь следующий год. Поводом для этого послужила яркая и интересная культурная жизнь в городе. Одним из результатов череды мероприятий должно стать «культурное ускорение». О том, что необходимо Воронежу и к чему должен этот статус подтолкнуть воронежские власти, корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» поговорил с профессором кафедры культурологии ВГУ Тамарой Дьяковой.

- Следующий год для воронежской культуры обещает быть очень насыщенным. Какой, на ваш взгляд, должна стать культура Воронежа в 2015 году? Как город должен использовать возможность, данную Исполнительным комитетом СНГ?

- Этот год, как мне кажется, должен подтолкнуть наших деятелей культуры, наши учреждения, к пониманию того, что такой ускоренный темп развития, такое внимание к культуре – не какое-то разовое мероприятие, которое приурочено к одному году, а насущная задача. Сегодня развиваться, не уделяя внимания культурным процессам, невозможно. Культура – это область, представляющая собой базу, фундамент, без которой невозможно представить себе ни развитие научных и технических технологий, ни передовые процессы в социальной сфере, ни цивилизационное развитие в целом.

Мне приятно осознавать, что в Воронеже процессы культурного развития сдвинулись с точки замерзания. Сегодня мы видим тенденции поиска новых форм, привлечение новых слоев населения в культурные процессы, привлечение бизнеса, выработки каких-то новых партнёрских отношений в сфере культуры. Всё это, конечно, даёт абсолютно новые ощущения видимого движения.  Я воспринимаю процессы, которые происходят сегодня, как движение вперед. Это движение может быть направлено и в сторону СНГ. Мы можем ожидать каких-то новых партнёрских связей с государствами, входящими в состав СНГ, каких-то интересных творческих решений.

- Статус культурной столицы СНГ говорит и о новых материальных возможностях. Как вы считаете, какую бы мечту могло бы для нас исполнить руководство СНГ, иными словами, чего не хватает Воронежу культурному?  

- Во-первых, я полагаю, что современному Воронежу и нынешней Воронежской области явно не хватает равномерности распределения культурных зон. Это очень плачевно сказывается на общем уровне. Если мы окажемся в отдалённых районах Воронежа, то увидим, что там культурных объектов чрезвычайно мало. В условиях мегаполиса человеку зачастую оказывается очень сложно, к примеру, добраться в центр, чтобы посетить концерты или театр. Поэтому необходимо сместить культурные импульсы и создать очаги культурной энергии не только в центе города.  

Та же самая ситуация и в области. Когда мы начинаем изучать культурную жизнь региона в целом, то мы видим огромное количество населённых пунктов, где кроме очень плохой библиотеки или давно разрушенного ДК больше ничего нет. Это абсолютно неправильно. Нужно строить культурные объекты, если не в каждой деревне, то уж точно в городах районного значения, вокруг которых должны объединяться территории и внутри которых должна проходить активная культурная жизнь. Например, фестивали могут проходить не только в Воронеже. Они должны быть в Павловске, Борисоглебске, Россоши, то есть в таких городах, которые имеют и культурную инфраструктуру, и культурные традиции. Именно от этого зависит общий уровень культуры, и развивать ее, вливая ресурсы только в центр абсолютно неправильно.

Второй момент, на который я хотела бы обратить внимание, это помощь бизнеса культуре.  Сегодня мы ощущаем тенденцию, связанную с тем, что бизнес приходит в культуру, помогает осуществлять какие-то проекты. Но, к сожалению, мы должны сказать, что он приходит пока еще недостаточно, и в основном мы видим финансирование каких-то глобальных проектов.  Понятно, что бизнесу интересно участвовать в большом деле,  в крупном процессе. Здесь он видит отдачу, результат, есть определенные гарантии.

Однако не менее важно, чтобы бизнес пришёл в повседневную культуру и помогал сформироваться культурной среде в ее немасштабном проявлении. Очень важно, чтобы бизнес осознал, что нам необходимо в каждом районе создавать свою культурную среду. Приходить в художественные, музыкальные школы, в различные районы города, создавать проекты, которые будут заключаться в том, чтобы развивать детей, чтобы способствовать формированию культуры повседневности. Как только возникнет осознание этого, уровень культуры станет значительно выше. Потому что появится почва, на которой будут вырастать достижения и значительные процессы.

- Если говорить о повседневной культуре, то нельзя не вспомнить о Дне города. Именно здесь, как мне кажется, надо сеять эти семена. Как бы вы изменили сам формат проведения этого праздника, чтобы он оказывал больше влияния на воронежцев?

- На мой взгляд, когда планируется День города, допускается стратегическая ошибка. Программа праздника составляется, исходя из того, что воронежцам может быть интересно, и как мы можем максимально заполнить пространство города. Поэтому мобилизуются все коллективы, которые существуют, они выступают в определенной очередности. Это хорошо, потому что на улицы города выходят коллективы, которые в течение года готовят какие-то программы и их, в общем-то, кроме как в День города воронежцы их не видят. Но при этом, вся организационная политика строится на том, «как нам воронежцев развлечь».

Мне кажется, что недоучитываются некоторые моменты, связанные с тем, что, во-первых, не все творческие ресурсы задействованы. Во-вторых, не учитывается то, что мы, наверно, должны во время этого праздника воронежцам более активно говорить о том, в каком значительном городе они живут. Мы могли бы во время Дня города заложить традицию памяти о меценатах. И каждый год выделять не только почетных граждан города, но и выделять тех людей, которые финансируют какие-то проекты. Или поощрять через специальные конкурсы тех воронежцев, которые в тех или иных сферах проявили себя. Например, по благоустройству собственных дворов или по созданию каких-то благотворительных акций. Мы покажем воронежцам во время Дня города, что это праздник, в том числе, и для них, мы пригласим на улицы города людей не только для того, что бы повеселиться.

Кроме того, мне кажется, что не хватает четкого сегментирования аудитории. Сейчас оно не явно выражено. Мы должны еще более сегментировать территорию, чтобы люди каждого поколения нашли что-то интересное для себя.

- Говоря о культуре Воронежа, нельзя не вспомнить о конфликте, который разыгрался между «Культурным фронтом» и приверженцами Эдуарда Боякова. Как вы относитесь к этому конфликту?

- «Культурный фронт» - это, те, кто пишет на портале «Четыре пера», и периодически делает выпады? С моей точки зрения это абсолютно возмутительная ситуация. Она возмутительна тем, что какая-то часть общества полагает, что отстаивание интересов русской культуры сопряжено только с необоснованными и агрессивными выпадами в адрес определённых, причём, заслуженных людей. Досадно осознавать, что эти выпады идут в адрес Бронислава Яковлевича Табачникова (Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, критик, «Заслуженный работник культуры Воронежской области» - ред.), или в адрес Елены Николаевны Ищенко (глава регионального департамента культуры и архивного дела – ред.).  

Отстаивание характера, принципов русской культуры должно проходить в диалогической манере без оскорблений. И здесь я вижу очень большую проблему. С одной стороны она заключается в том, что мы видим со стороны определённых людей эту агрессию и абсолютно безграмотную позицию, которая проявляется в том, что происходит подтасовка фактов, а русская культура представляется именно в том виде, в котором она им видится. С другой стороны, совершенно нет диалога. На самом деле, опасно позволять подобным взглядам укореняться, потому что они в итоге приводят к национализму и к нацизму.

В этой ситуации необходимо дать возможность вести культурную полемику, но только это не должно быть какой-то подковёрной борьбой каких группировок, которые, скорее всего, пытаются реализовать какие-то собственные цели.

- Не тормозит ли этот конфликт развитие культуры?

- Мне кажется, что совсем не тормозит. Вы назвали две стороны этого конфликта. Если их рассмотреть, то мы увидим весьма парадоксальную ситуацию. Та сторона, которая стоит за именем Боякова, даёт нам невероятно большие результаты:  огромное количество мероприятий, постоянное движение вперед и поиск новых форм. Не всё из того, что они делают, я принимаю, какие-то вещи и мне кажутся спорными, но это лично мои мысли, это мой личный вкус. Однако нельзя не видеть, что движение вперед, тяжёлая работа, привлечение огромных ресурсов.

А с другой стороны идет только постоянный выкрик, произнесение каких-то тезисов, и никакой работы, никакого движения. Поэтому я и говорю, что это не тормозит развитие, но сама ситуация у меня вызывает огорчение.

- Как вы считаете, воронежская региональная культура может как-то сочетаться с современной культурой?

- Не может, а должна. У нас уникальная народная традиция. Следующий год пройдет под знаком Марии Николаевны Мордасовой. Это имя, которое олицетворяет собой те процессы, которые мы связываем с народной культурой. Имя, которое с огромным уважением произносят все, а не только люди, тяготеющие к традиционной культуре. Этот год должен в большей степени актуализировать эту культуру, и вынести ее из зоны локальных мероприятий. Фестивали традиционной культуры, которые проходят в Воронежской области, необходимо переформатировать и ввести в современный контекст.

- Есть ли у вас какие-то пожелания властям на следующий год. Как себя вести, чтобы он был суперпродуктивным?

- Я должна сказать, что в последнее время власти осознают необходимость более внимательного отношения к культуре. Сейчас они воспринимают культуру не по остаточному принципу. И это можно сказать как о руководстве города, так и о руководстве области. Я, например, с радостью, отмечаю тот факт, что при формировании комитета по стратегическому планированию, куда, прежде всего, входят экономисты, пригласили меня как человека, который будет советовать, как вписать в стратегию развития города еще и вопросы культуры. Это значит, что, в общем-то, власти видят необходимость. И здесь я могут посоветовать продолжать в том же русле.

Кроме того, понимая, что год будет в финансовом отношении сложнее, чем этот, хотелось бы, чтобы не урезали культуру. Не стоит выходить из кризиса не за счет культуры. Потому что это легче всего, но это и опаснее всего.

Также мне хотелось бы, чтобы был услышан мой тезис о том, что культура интересна и важна не только своим высоким профессиональным уровнем, высокими достижениями. Надо добиваться всё больших и больших результатов в культуре повседневности. Здесь могут быть задействованы разные ресурсы. Не последнюю роль здесь играют СМИ. Современные СМИ очень многое могут сделать. Но они сегодня сильно контролируются со стороны властей. И мне кажется, что если бы была дана какая-то большая свобода, было бы лучше. Потому что тогда появилась бы возможность создавать площадки для взаимодействия с обществом. Если издания станут финансово более уверенными, то это только поможет развитию культуры.

Время Воронежа

Рубрика: Центральный федеральный округ