Концепции

Концепции архаизации общества

Тема архаизации общества в российской социальной мысли приобрела особое значение в конце ХХ века. Но, в целом, возвраты к древней традиционности в обществе — не новая тема. Российская история анализировалась с этой точки зрения, начиная с полемики «почвенников» и «западников»; о «новом средневековье» в России времен революционных преобразований писал Н. А. Бердяев и др. Советский период внес коррективы в развитие представлений об архаике и архаизации. Прогрессистская идеологическая парадигма не признавала в принципе реальность процессов архаизации, ведь социализм официально рассматривался как проявление исторической необходимости революционного перехода общества к следующей социально-экономической формации, однозначности вектора исторической необходимости. Понимание же значимости архаизации требовало как иного представления об истории вообще, так и иной концепции российской истории, иного отношения к исторической необходимости, к якобы однозначному вектору исторической динамики (Ахиезер, 2001: 90). Несмотря на это, в 1950–70-х годах в период хрущевской оттепели в отечественной истории  работало так называемое «новое направление» в исторической науке, которое стало исследовать проблему сращивания «передового» капитализма с его примитивными формами и докапиталистическими укладами России.

В основном же термин «архаизация» бытовал в филологии и искусствоведении, в которых он трактовался, как заимствования из древних пластов (в речи) или преднамеренное подражание древним формам (в искусстве). В социальных науках, таких как этнография, социология, психология, обсуждались частные вопросы существования и изменения архаических культур, наличия архаических компонентов в человеческой жизни, в современных обществах.

Новое развитие исследования архаизации, роли архаики уже в современном социальном процессе получили в 1990-е годы, когда общество стало стремительно трансформироваться и над наукой перестал довлеть идеологический диктат. Основной массив работ постсоветского времени, посвященных теме архаизации, можно в первую очередь классифицировать по научным дисциплинам: исторические, экономические, культурологические, социально-политические — так, как это сделал А. С. Ахиезер (Ахиезер, 2001). Можно усмотреть в подобном делении и определенный отзвук логики его масштабной социокультурной концепции истории России, в отдельных сферах общественной жизни которой философ анализирует волны архаизации, о чем будет сказано ниже. Однако, очевидно, данное обстоятельство также объясняется тем фактом, что исследователи, признавая наличие самого процесса архаизации, в основном, концентрируют усилия на анализе его проявлений в определенных сферах. Поэтому упомянем о наиболее известных из работ, а затем остановимся на концепциях в обществознании.

В экономике страны архаизация стала разрабатываться в трудах экономистов: А. Г. Вишневского — о консервативной модернизации в СССР; А. Н. Вольского, О. В. Нечипоренко — о натурализации хозяйств как эффекте рыночных реформ; У. Г. Ни­ко­лаевой — о новой жизни архаических экономических отношений российской неформальной экономики и др. Традиционные установки политических элит России и ее регионов побудили политологов говорить о «взрывающейся архаичности», как например В. А. Ачкасов). Основа российской государственности стала усматриваться в архаичной клановости. В политологии темы клановости политических элит затрагивают, так или иначе, практически все политологи. Исследования этому посвятили О. В. Крыш­та­новская, О. Гаман-Голутвина, а также социолог Ж. Т. Тощенко, номадовед, антрополог Н. Н. Крадин и др. «Феодальную модель» для изучения постсоветской России в сравнительно-политическом плане предлагает В. Шляпентох. Об актуализации культурных программ прошлого России пишут культурологи, например А. Л. Янов. В. П. Булдаков в историческом исследовании причин революций и бунтов в России ставит знак равенства между социалистической революцией и социальной архаикой (революция — это бунт архаики), называет движущей силой истории конкретно-историческое содержание ментальности, культуры.

Исследователь теоретических вопросов развития культуры А. Я. Флиер признает тот факт, что древние традиции продолжают жить даже в самом современном постиндустриальном обществе (Флиер, 2011). А. В. Костина, анализируя особенности проявления массовой культуры в современном обществе, отмечает в числе ее особенностей — реализацию в виде базовых архетипических структур сознания (Костина, 2011).

Процесс обратный архаизации — деархаизацию рассматривает Л. В. Поляков. Она, по его мнению, происходила в ходе модернизации России в коллективном сознании, «снимающем» (освобождающемся) от базовых параметров архаического общества: тотальности коллективного сознания, «деспотизма» (совмещенности властно-собственнических функций в одном лице), «коммунизма» (коллективной собственности), «экстенсивности» (самовоспроизводства в форме пространственного переноса своих структур) (Поляков, 1998). Правда, понятие «архаическое» в его представлении синонимично «традиционному» и автор определяет как архаический российский социум, сложившийся к XVII веку.

Несколько концепций представим подробней, поскольку в них проблема архаизации общества представлена в наиболее целостном виде. По мере расширения нашей базы данных, мы также будем дополнять обзор другими концепциями.

Концепция А. С. Ахиезера. Проблема архаики, архаизации социальных отношений была в числе главных в исследованиях А. С. Ахиезера еще с 1970-х годов, которые в итоге оформились в масштабную социокультурную теорию истории России (Ахиезер, 1991, 1997). Основное внимание философ уделяет анализу истории России и ее движущих факторов, тенденциям социокультурного развития. Главной проблемой российского общества, которое на протяжении многих веков и до сих пор функционирует как противоречивое и расколотое, по мнению Ахиезера, являются регулярные ответы на усложнение, на рост угроз выживаемости экстенсивными методами, сложившимися в древних, относительно простых условиях. 

См. текст полностью

Концепция В. Г. Федотовой. Известный отечественный исследователь проблем модернизации России, методологии социальных наук, глобализации и мировых социальных тенденций, возникших в связи с глобализацией, В. Г. Федотова одна из первых в отечественном обществознании стала писать в 1990-е годы о возрождении архаики в общественном поведении, об архаизации России. Путь ее исследований проходил, если можно так сказать, через три «А»: аномия, анархия, апатия. Каждое из этих явлений автор последовательно анализировала в сравнении с западными проявлениями, чтобы подчеркнуть российские особенности.

См. текст полностью

Концепция И. Г. Яковенко. Российский культуролог, философ, известен как исследователь особенностей российской цивилизации, русского культурного ядра. Тема архаизации в его интерпретации имеет своеобразный вид концепции соотношения варварства и цивилизации. Эта концепция была апробирована в ряде публикаций автора в 1990–2000-х гг., затем выражена в монографиях (напр., Яковенко, 2008), в том числе в соавторстве с А. С. Ахиезером (Ахиезер, Клямкин, Яковенко, 2005).

См. текст полностью

Концепция В. М. Хачатурян. Историк, культуролог обосновала концепцию архаизационных тенденций в истории цивилизаций, рассмотрела в своих работах разные уровни архаизации (индивидуальный, групповой, социальный). В том числе в поле внимания ученого и различия между архаизацией и неотрадиционализмом.

См. текст полностью

Концепция Ч. К. Ламажаа. Философ представила в публикациях социально-философскую концепцию архаизации общества в период социальных трансформаций, проиллюстрировав ее на примере архаизации общества Республики Тыва в постсоветский период. 

См. текст полностью 

Концепции неотрадиционализма

 

Интерес к прошлому, к традициям существовал в обществах, культурах всегда, но в определенные периоды истории — он значительно повышался. Это происходило и происходит в условиях значительных социальных перемен, в том числе и нынешней модернизации обществ. При этом резкие, кардинальные изменения природы общества, попытки перевернуть картину мира людей побуждают обращаться к традициям как к способу выхода из кризиса жизни — через созидание новых форм для древних канонов.

При обращении к прошлому прежде всего фиксируется то, что созвучно настоящему. Причины, по которым воссоздаются традиции, различны. Сама актуализация традиции происходит в ответ на повышение интереса к вопросу об отношении к социокультурным изменениям, которые индивид или социальная группа не всегда готовы понять и принять.

Все те характерные черты, которые идентифицируют современное общество, а именно — динамический тип развития, технизация, рост темпов обмена информацией и т. д., являются специфически современными. На этом фоне ясно обозначился определенный разрыв между настоящим и прошлым, между современностью и традиционностью. В этом контексте можно говорить о двух очевидных и в чем-то противоречащих друг другу тенденциях: с одной стороны, это процесс глобализации и сопутствующие ей универсализирующие тенденции, с другой стороны − усиление различных форм фрагментации, в том числе основанных на повышении роли этнокультур и этнической идентификации. Последнее реализуется часто посредством по-новому функционирующей традиции. Поэтому особый научный интерес вызывает на этом фоне изучение неотрадиционализма, непосредственно связанного со способами существования традиций в современных условиях и механизмами трансляции и адаптации социокультурного опыта к изменяющимся условиям. 

Мы представляем обзор наиболее значительных концепций неотрадиционализма в отечественном социально-гуманитарном знании, который будем пополнять и который призван развить социально-философское понимание сущности явлений, сопровождающий проблемы модернизации - архаизации, неотрадиционализма и др.

 

Концепция А. Б. Гоффмана

Перу А. Б. Гоффмана принадлежат серьезные исследования из истории традиции: анализ теоретических воззрений европейских мыслителей относительно трактовки общества, культуры, традиции. Социолог, в частности, утверждает, что Просвещение, которое и начало теоретическое осмысление традиции (того, что оказалось под вопросом, под сомнением, стало объектом критики, защиты, обвинений и пр.), нельзя однозначно характеризовать как антитрадиционалистическое время. Не было решительного и бездумного противопоставления разума и традиции, не было столь явного прогрессизма. Это показывает разбор взглядов, например, Монтескье.

См. текст полностью

Гоффман А. Б. Социология традиции и современная Россия

Гоффман А. Б. Рационализм, либерализм и традиция: Карл Поппер и Фридрих Хайек

Гоффман А. Б. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ динамики и взаимодействия

Концепция А. Г. Дугина 

Дугин А. Г. Русский неотрадиционализм и сопротивление перемен

Концепция социокультурного неотрадиционализма Новосибирской научной этносоциологической школы (Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев, С. А. Мадюкова и др). 

См.: Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Этнокультурный неотрадиционализм: методология и онтология исследования

См. Ламажаа Ч. К. Феномен социокультурного неотрадиционализма (о монографии С. А. Мадюковой, Ю. В. Попкова)

Концепция Л. В. Анжигановой.

Автор анализирует этнический неотрадиционализм как социокультурный феномен, способствующий снятию противоречий между прошлым и будущим, традицией и модернизацией в развитии  этносов. Анализирует понятия «этнический традиционализм», «этнический модернизм», «этнический неотрадиционализм». Выявляет формы и основные функции этнического неотрадиционализма.

См. текст полностью

Анжиганова Л. В. Этнический неотрадиционализм в условиях социальных трансформаций

 

Библиография

 

Прим.: по возможности указаны ссылки на полнотекстовые издания, доступные в Интернете и размещенные на сайтах правообладателей. Электронные версии текстов, опубликованные на нашем сайте, размещены с разрешения авторов, владельцев авторских прав.

 

Анжиганова Л. В. Этнический неотрадиционализм в условиях социальных трансформаций // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 438–440.

Аршинов В. Инновации, традиции, архаика как ценностные компоненты системы культуры в ее синергетически-сложностном измерении // Личность. Культура. Общество. Т. 13. № 2. 2011. С. 79–89. 

Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияние на политические институты и деятельность властвующих групп в современной Россию. 2-е изд., доп. М. : МОНФ, 2000.

Афанасьев М. От вольных орд до ханской ставки // Pro et Contra. 1998. Том 3, № 3. Лето. С. 7–19.

Ахиезер А. С. Возможность прогноза социокультурной динамики России // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Интерпракс, 1994. С. 287–292.

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта : в 3 т. М. : Изд-во ФО СССР, 1991.

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1. От прошлого к будущему. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997.

Ахиезер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 89–100. http://ecsocman.hse.ru/data/407/860/1231/009aHIEZER.pdf

Ахиезер А. С. Труды. М. : Новый хронограф, 2006.

Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М. : Новое издательство, 2005.

Ахметова Ш. К. Этничность и социокультурный неотрадиционализм // Омский научный вестник. 2013. № 2(116). С. 263–265.

Ачкасов В. А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского госуниверситета, 1997.

Ачкасов В. А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма. Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). Сборник статей. Вып.1 / Под ред. Ю. Н. Солонина. СПб., 2004. С. 173−191.

Бакланов И. С., Зырянов И. Е. Социально-философский аспект проблем модернизации российского социума // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2012. № 1. С. 94–98.

Барзилов С., Чернышов А. Новые номенклатурные кланы // Свободная мысль. 1999, № 5. С. 23–32.

Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М. : РОССПЭН, 1997.

Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М. : ОГИ, 1998.

Вольский А. Н., Нечипоренко О. В., Энтрена Ф. Ренатурализация хозяйства как эффект рыночных реформ // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 22–26.

Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М. : РОССПЭН, 2006.

Гладков О. Б. Традиционализм как проявление архаизации общественного сознания современного российского социума // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 80–84.

Глебова И. И. Образы прошлого в структуре политической культуры России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2007.

Глебова И. И. Русский XX век: между смутой и порядком. Статья 1. От революции до сталинского порядка // Полития. 2005.  № 4. С. 5-33.  

Гофман А. Б. Социология традиции и современная Россия // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 334-352.

Гофман А. Б. От какого наследства мы не отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже XX–XXI веков // Традиции и инновации в современной России : социологический анализ взаимодействия и динамики / Под ред. А. Б. Гофмана. М. : РОССПЭН, 2008. С. 9–112.

Гофман А. Б. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье и Берка до Вебера и Хальбвакса // Традиции и инновации в современной России: социологический анализ взаимодействия и динамики / Под ред. А. Б. Гофмана. М. : РОССПЭН, 2008. C. 63–114.

Гудков Л. Д. Общество с ограниченной вменяемостью // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008.  Т. 93. № 1. С. 8-32.  

Гудков Л. Д. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 124–147.

Делягин М. Архаизация как основная тенденция современности [Электронный ресурс] // Культурно-просветительское общество «Переправа». URL: http://old.pereprava.org/index.php?option=com_content&view=article&id=485:arhaizaciya-kak-osnovnaya-tendenciya-sovremennosti&catid=58:disk&Itemid=69

Дробижева Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М. : Academia, 2002. С. 213–244.

Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельно-структурная концепция. М. : Изд-во «Дело», 2003.

Золотухина-Аболина Е. В. Модернизация — архаизация — имитация: кто «правит» бал? // Философские науки. 2012, № 5. С. 37–43.

Иванов А. Г. Архаическое и современное мифологическое сознание : социально-философский аспект : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2006.

Иванова С. А. Обряды жизненного цикла женщины в контексте социокультурного неотрадиционализма (на примере республик юга Сибири)  // Этносоциальные процессы в Сибири : темат. сб. / ред. Ю.В. Попков. Новосибирск : Сиб. науч. изд-во, 2006. Вып. 7. С. 123-129.

Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. М.: Изд-во МГУ, 1996.

Ильинский И. М. Между будущим и прошлым. Социальная философия Происходящего. М., 2005.

Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем : Избранное. М.: Изд-во Московского гум. ун-та, 2011

Ионов И. Н. Новый дискурс или архаические заклинания? // Обществ. науки и современность. 2001. N 2. С. 31-34. 

Исаков А. Л., Зорабян С. Э. Теоретико-методологическая матрица моделирования архаизации политических процессов: к постановке проблемы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011, № 4. С. 157–163.

Исаков А. Л. Возможности, способы и методы моделирования явления архаизации политических процессов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012, № 3. С. 134–140.

Исхаков С. М. Из опыта изучения Октябрьской революции // Октябрь 1917 года: взгляд из XXI век. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. М. : РИПО, 2007. С. 132–138.

Киселев Г. С. История и ее подобие // Вопросы философии. 2012. № 3. С. 48-58. 

Кисилева Л. Русский "архаист" в Европе // "Свое" и "чужое" в литературе и культуре / Tartu ulikool. Tartu, 1995. С. 66-86.

Кичигина А. Г. Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры : дисс. ... канд. филос. н. Омск, 2008.

Кондратенко Ю. А. Некоторые аспекты развития неотрадиционализма в современном искусстве // Известия Самарского научного центра РАН. 2012, т. 14, № 2-4. С. 1069-1071.

Косалс Л. Клановый капитализм в России. В 2-х ч. // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2007. № 6. С. 179–199.

Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е. М. : Изд-во ЛКИ, 2011.

Костина А. В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. М. : Издат. дом «Либроком», 2010.

Котеленко Д. Инновации в условиях архаизации // Свободная мысль. 2012, № 5–6

Крадин Н. Н. Политическая антропология : учебное пособие. М. : Ладомир, 2001.

Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М. : Захаров, 2005.

Куда идет Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т.И. Заславской. Вып. III. М. : Аспект Пресс, 1996

Лаза В. Д. Архаизация и модернизация в секулярном мире // Философские науки. 2012, № 5. С. 44–47.

Ламажаа Ч. К. Архаизация общества в период социальных трансформаций (социально-философский анализ тувинского феномена) : автореф. … д-ра филос. н. М., 2011.

Ламажаа Ч. К. Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком», 2013.

Ламажаа Ч. К. Архаизация общества в период социальных трансформаций // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 35–42.

Ламажаа Ч. К. Архаизация, традиционализм и неотрадиционализм // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 88–93.

Ламажаа Ч. К. Воспроизводство архаики. Почему? // Человек. 2011, № 2. С. 97–103.

Ламажаа Ч. К. Диалог с архаикой (концепция А. С. Ахиезера) // Знание. Понимание. Умение. 2010, № 4. С. 92–96.

Ламажаа Ч. К. Проблема архаизации общества // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4. С. 44–48. http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/4/Lamazhaa/4_2009_4.pdf

Ламажаа Ч. К. Социокультурный неотрадиционализм // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 350–353.

Ламажаа Ч. К., Намлинская О. О. Российские модели архаизации и неотрадиционализма в условиях модернизации // Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России: сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во МосГУ, 2013. С. 99–103.

Либман А. М. Между «клановым капитализмом» и «управляемой демократией» : взаимосвязь экономической и политической систем в современной России  // Свободная мысль. 2004, № 6. С. 97–111.

Лукьянова Т. Н., Убиенных Т. В., Эйдельман Я. Л. Экономическая реформа в России: культурные барьеры // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М., 2001. С. 123–143.

Мадюкова, С.А. Проблемы воспроизводства этничности с точки зрения концепции социокультурного неотрадиционализма // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 1. С. 65-69. 

Мадюкова С. А. Социокультурный неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла (на примере женщин тюркских этносов Южной Сибири) : автореф. дисс. … канд. филос. наук. Новосибирск, 2008.

Мадюкова, С.А. Социокультурный неотрадиционализм как современная форма снятия противоречий этнокультурных традиций и социокультурных новаций  // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. : Философия. 2009. Т. 7, вып. 1. С. 113-117.

Мадюкова С. А., Попков Ю. В. Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиции и воспроизводство этничности [Электр. ресурс] // Новые исследования Тувы. 2010, № 2. URL: http://www.tu­va.asia/jour­­­nal/issue_6/1743-madyukova-popkov.html

Мадюкова С. А., Попков Ю. В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб. : Алетейя, 2011.

Маленко С. А. Архетипические сценарии социального взаимодействия : автореф. дисс. … д.филос.н. Великий Новгород, 2010.

Мариносян Х. Э. Модернизация vs модернизация или Архаика как элемент Модерна // Философские науки. 2012, № 5. С. 5–7.

Маяцкий М. А. Архаика и археика // Философские науки. 2012, № 5. С. 48–51.

Мелков Ю. Постсоветское общество : Новое Средневековье // Социология: теория, методы, маркетинг. 2008, № 3. С. 183–193.

Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. : РОССПЭН, 1998.

Мотрошилова Н. В. Варварство как оборотная сторона цивилизации // Философия. Наука. Цивилизация / Под ред. В. В. Козютинского. М., 1999. С. 256–269.

Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М. : Канон+, 2010.

Недугова И. А. Архаизация в культуре: рассмотрение феномена [Электронный ресурс] // Credo new. Теоретический журнал. URL: http://credonew.ru/content/view/1101/

Нечипоренко О. В. Адаптационные стратегии сельских локальных сообществ: новые аспекты типологии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2008. Т. 6. № 2. С. 108–114.

Нечипоренко О. В., Вольский А. Н. Натуральная экономика и редистрибутивная функция государства // Социологические исследования, 2001. № 9. С. 55–57.

Николаева Е. В. Неотрадиционализм в культуре повседневности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Государственный институт искусствознания. Москва, 2004.

Николаева Е. В. Переходная культура и миф о начальном времени // Между обществом и властью: Массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX в. М.: Индрик, 2002. С. 301-326.

Николаева У. Г. Vita nuova архаических экономических отношений: Загадки современной российской неформальной экономики. М. : Дашков и Ко, 2005.

Орешкова Ю. А. Мифологическое сознание этноса в условиях этнического неотрадиционализма // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 138–140.

Орлова Г. Семь «Я» президента: призрак родства // Семейные узы. Модели для сборки. В 2 кн. М. : Новое литературное обозрение, 2004. Кн. 2. С. 297–323.

Паин Э. А. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России / 2-е изд., доп. М. : Новое издательство, 2004.

Паин Э. А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. М. : Институт социологии РАН, 2004.

Первушина О. В. Традиция как проблема фил0с0фск0 культурологического дискурса // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31). С. 211–215.

Петухов В. В. Кризис и динамика социальных настроений // Мир России: Социология, этнология. 2010. Т. 19. № 1. С. 45–66.

Пика А. И. Неотрадиционализм на российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. 1996, № 11. С. 47−53.

Поликарпов В. В. «Новое направление» 50–70-х гг. : последняя дискуссия советских историков // Советская историография / под ред. Ю. Н. Афанасьева. М. : РГГУ, 1996. С. 349–400.

Поелуева Л.А. Культурный переход в парадигме "информация - коммуникация - управление" // Теория и практика культуры : альм. М. : Изд-во РАГС, 2010. Вып. 8. С. 169-175.

Поляков Л. В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М. : ИФ РАН, 1998. http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/1998/Polyakov_1.pdf

Пономарева М. А. Модернизация идеи «нового традиционализма»: социальный консерватизм в политической практике современной России // Общественные науки. 2011. № 2. С. 315–322.

Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Понятие этнокультурного неотрадиционализма: к методологии анализа // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. 14. № 4. С. 187–193.

Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Этнокультурный неотрадиционализм и социокультурный подход // Вестник НГУ. Серия: философия. – 2013. Т. 11. – Вып. 4. – С. 44-49.

Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Глобализация и этнокультурный неотрадиционализм // Вопросы культурологии. 2013. № 11.

Пржиленский В. И. Управление архаизацией: между этикой, телеологией и технологией // Философские науки. 2012, № 5. С. 8–18.

Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала, Всероссийская конф. (2008; Москва–Белгород). 4-я Всероссийская конференция «Проблемы российского самосознания», 27–29 мая 2009 г. / редкол. : М. Н. Громов и др. М.: ИФ РАН, 2010.  http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/2010/Probl_ross_samosozn_2009.pdf

Рашковский Е. Б. Многозначный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн… [Электронный ресурс] // Вопросы философии. 2011. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=337

Ревуцкая Е. А. Архаизация в российском социокультурном процессе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4-2. С. 150–153.

Ремизов М. В. Консерватизм и современность // Консерватизм / традиционализм: теория, формы реализации, перспектива. Материалы научного семинара. Вып. № 3. М. : Научный эксперт, 2010. С. 6–24.

Россия: трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. М. : Институт социологии РАН, 2001.

Сергеев Д. В. Соотношение смысла и ценности в контексте исследований «возрожденческих» процессов в истории культуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 260–265.

Середа М. В. Женщины как субъект неотрадиционалистской гендерной политики // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 94–98.

Социальные знания и социальные изменения / отв. ред. В. Г. Федотова. М. : ИФ РАН, 2001.

Тохтобина О. Л. Родовые отношения как особая форма проявления прошлого // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 224–227.

Тощенко Ж. Т. Этнократия: История и современность. М. : РОССПЭН, 2003.

Тощенко Ж. Т. Элита? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. 1999, № 11. С. 123–133.

Федоров П. П. Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра. М. : Издательский дом «Либроком», 2009.

Федотова В. Г. Анархия и порядок. М. : Эдиториал УРСС, 2000.

Федотова В. Г. Апатия на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. № 3. С. 3–19.

Федотова В. Г. Российская история в зеркале модернизации // Вопросы философии. 2009.  № 12. С. 3–19.

Федотова В. Г. Архаизация в современном мире // Философские науки. 2012. № 5. С. 26–36.

Федотова В. Г. Восполнение лакуны [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2013. № 1. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_17/5992-fedotova.html

Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М. : ИФ РАН, 1997. http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/1997/Fedotova_1.pdf

Федотова В. Г. Хорошее общество. М. : Прогресс-Традиция, 2005. http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/Fedotova_Khor_obsh.pdf

Федотова В. Г., Федотова Н. Н., Колпаков В. А. Глобальный капитализм: три великие трансформации: (социально-филос. анализ взаимоотношений экономики и общества). М: Культурная Революция, 2008. http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/kapitalizm_2008.pdf

Флиер А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства культуры // Костина А. В., Флиер А. Я. Культура между рабством коньюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. М. : Согласие, 2011. С. 565–630.

Хачатурян В. М. «Вторая жизнь» архаики: архаизирующие тенденции в цивилизационном процессе. М. : Academia, 2009.

Хачатурян В. М. Диалог с архаикой // Человек. 2006. № 5. С. 48–61.

Хачатурян В. М. Миф в массовой культуре : к проблеме архаической компоненты в неомифологии // Обсерватория культуры. 2009. № 1. С. 26-33. 

Хачатурян В. М. Роль архаизующих тенденций в переходные эпохи // Цивилизации / отв. ред. А.О. Чубарьян. М. : Наука, 2008. № 8. С. 218-242.

Хачатурян В. М. Феномен архаизации в культурной динамике : автореф. дисс. … д-ра культурологии. М., 2011.

Хоружая С. В. Социокультурная деградация (социологический анализ) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2003.

Шляпентох В. Современная Россия как феодальное общество. М. : Столица-Принт, 2008.

Эйзенштадт Ш. Срывы модернизации // Неприкосновенный запас. 2010, № 6. http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz-74-6-2010/8287-sryvy-modernizacii.html

Яковенко И. Г. Манихейская компонента русской культуры: истоки и обусловленность // Общественные науки и современность. 2007.  № 3. С. 55-67.  

Яковенко И. Г. Цивилизация и варварство в истории России. Статья 1. Варварство как социологическая модель // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 66–78.

Яковенко И. Г. Варварство и цивилизация в истории России. Статья 2. Россия – варварская цивилизация? // Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 78–85. 

Яковенко И. Г. Цивилизация и варварство в истории России. Статья 3. Казачество // Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 104–111. 

Яковенко И. Г. Цивилизация и варварство в истории России. Статья 4. Государственная власть и «блатной мир» // Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 87–97. 

Яковенко И. Г. Познание России : цивилизационный анализ. М. : Наука, 2008.

Яковенко И. Г. Идеалы средневековые и современные // Западники и националисты: возможен ли диалог? Материалы дискуссии. Фонд либеральная миссия. М. : ОГИ, 2002. С. 334–342.

Яковенко И. Г. От экстенсивной к интенсивной стратегии исторического бытия (перспективы, риски, стратегия оптимизации) // Современные трансформации российской культуры / Отв. ред. И.В.Кондаков. М. : Наука, 2005. С. 43–82.

Яковенко И. Г. Теория модернизации и проблема инверсии. Проблема социокультурных инверсий // Сборник научных трудов. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1997. С. 48–56.

Яницкий Л. С. Слово как культурная константа неотрадиционализма // Новый филологический вестник. 2007. Т. 5. № 2. С. 211–219.

Янов А. Л. Россия против России. Очерки истории русского национализма. 1825–1921. Новосибирск : Сибирский хронограф, 1999.