Открывая заседание Совета полпред президента РФ в СКФО Сергей Меликов подчеркнул, что обстановка для России и российского Кавказа в настоящее время складывается непростая. Он сравнил ситуацию с событиями Великой Отечественной войны, когда шла Битва за Кавказ, но 70 лет спустя здесь снова война, "оружием в которой стали слова, мысли, идеи". "Нам пытаются навязать чуждый образ мышления, чуждые ценности, глобалистские западные и наоборот фундаменталистские восточные, а иногда и чуждый для нас язык" - заявил полпред. Причем, "недоброжелатели России" "справедливо полагают", что Российскую Федерацию можно обрушить разобщая людей, "натравливая одни народы на другие". В качестве примера такого воздействия господин Меликов привел в пример ситуацию, которая развернулась "в соседней некогда братской для нас стране".
Обозначил полпред и конкретные шаги, которые должны так или иначе сработать на идею общероссийской идентификации всех граждан страны: это углубленное изучение русского языка и российской культуры, уважение к национальным традициям и воспитание на положительных примерах. По его словам, "принципиальное значение" в округе имеет унификация учебников по истории и ревизия музейных экспозиций. "Мы с глубочайшим уважением относимся к традициям народов Кавказа, мы все единодушно скорбим по тем историческим трагедиям, которые были допущены на рубеже веков, в середине ХХ века, - обратился Сергей Меликов к присутствующим, - забывать историю нельзя, но воспитывать на отрицательных примерах, когда народу рассказывают, что их соседи каратели и садисты наверное тоже не правильно". Необходимо, по мнению полпреда, и чтобы в музеях, "не выпячивались" одни страницы истории в ущерб столетнему опыту сотрудничества,
Выступавшие следом члены общественного совета с полпредом соглашались, отмечая при этом, что добиться гражданской общероссийской идентичности будет непросто.
"Мы конечно убрали идеологию из конституции, но, например, понятию советский так и не смогли ничего предложить взамен, - заметил доктор политических наук Абдул Насир Дибиров, а ведь можно было это понятие оставить, убрав идеологическую составляющую". По его мнению, сейчас мы в поисках идентичности зашли в тупик, из которого есть только один выход - это культурная идентичность на основе русского языка. "Если разобраться, то мы все носители русской культуры, - заметил господин Дибиров, - и Расул Гамзатов - это шедевр не россйиского, а русского национального". По мнению ученого, сейчас в Дагестане борются два направления русско-европейское и арабо-фундаменталистское. Но этой борьбы могло бы и не быть, если бы не пренебрежение к русскому языку и культуре.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт по поводу термина советский возразил, напомнив, что сам термин появился в 70-х годах прошлого века, а уже в 1981 году в Орджоникидзе (Владикавказе) произошли серьёзные столкновения на национальной почве, конфликт был жестко подавлен, но вспыхнул вновь уже в 1992 году. Общегражданская идентичность, по его мнению, нужна, но не "как верность той или иной идее, а как любовь к своему государству, культуре этого государства, которая как полноводная река вмещает в себе и русскую и другие культуры нашей России". По его мнению, вера не мешает человеку любить свою родину и быть патриотом.
Директор Центра политических исследований ПГЛУ Майя Аствацатурова уточнила, что, как ни странно, вообще существуют проблемы в восприятии понятия идентичность. Многие граждане воспринимают это слово просто как термин, и вопрос об идентичности ставил людей в тупик. Зато однозначно позитивно народ реагировал на такие слова, как "патриотизм, любовь к родине, как гражданское единство". Темне менее, в конфликтных ситуациях "этническая и конфессиональная принадлежность" как правило берет верх. "Невзирая на то, что все мы себя ощущаем северокавказцами, мы понимаем, к каким этническим группам мы принадлежим" - отметила политолог. По ее словам, к сожалению, в тех конфликтах, которые происходят, бытовых и политических, в сложных семейных этническая идентичность начинает фигурировать как фактор. И что печально, масштабы этих проявлений расширяются и зачастую оставляют далеко в стороне саму причину конфликта, как это недавно произошло в Минеральных Водах.
Осторожно заметила политолог и "серьёзную дифференциацию" в каждом из субъектов Северного Кавказа. Она пояснила, что Северный Кавказ уникален и своим сходством и различиями, но ее как эксперта волновало, что некая конфессиональная архаизация и некая социальная суверенизация, которая присутствует в республиках "разводит наши субъекты и наши сообщества и отводит их от общероссийского гражданского идентификационного тренда". Госпожа Аствацатурова не стала пояснять, какие субъекты федерации она имеет в виду. Однако по ее мнению идеи этноконфессиональной самобытности каждого народа надо подчинить идеям гражданской идентичности. Эти идеи должны стать обязательными для представителей всех ветвей власти.
«Если бы не русский язык, я был бы поэтом одного аула…»
По данным Российской Академии образования, 17% детей не усваивают программы русского языка даже на базовом уровне. «Если посмотреть с точки зрения становления речи и навыков письма, то цифра еще более неутешительная - практически на уровне начальной школы формируется первая критичная неграмотность», констатировал член Общественной палаты России от КЧР господин Тлисов. Ситуацию с русским языком он назвал кризисной, особенно в условиях снижения образовательных стандартов. И проблема сохранения русского языка это не только проблема общей грамотности, но скорее вопрос сохранения культурного кода и культурной идентичности, которая формируется через знание русского языка и литературы.
Хотелось бы обратить внимание на проблему сохранения русского языка с точки зрения сохранения культурного кода. Сегодня говорится о сохранении кода через внешние манипуляции, все вы помните замечательный пример 100 книг, которые надо прочитать каждому, разговоры о создании единого учебника по литературе. Но здесь очень важно понимать, что если ученик не читает вообще книг, то вряд ли мы можем его заставить прочесть и эти 100. С другой стороны, если он прочитает 100 книг, то он прочитает и больше. Если посмотреть на эту проблему с другой точки зрения, мы понимаем, что должно входить в обязательный минимум преподавания литературы. Вот это играет очень важную роль, потому что с моей точки зрения речь идет о том, что корпус сохраняет нишу культурной идентичности. «Я всегда своим студентам привожу слова величайшего поэта Расула Гамзатова, который говорил, что не будь русского языка, я остался бы поэтом одного аула. И всем нашим людям очень важно это помнить, особенно представителям разных национальностей», - отметил Азамат Тлисов.
Свою обеспокоенность, эксперт объяснил тем, что в стране практически разрушено профессиональное сообщество словесников, утрачен особый статус учителя русского языка, размыто само понятие преподавания русского языка и литературы. В тоже время, по мнению господина Тлисова «если мы плохо научили читать, мы вряд ли научим молодого человека мыслить, потому что во многом именно словесность определяет дальнейшую карьеру и становление личности». И именно словесность всегда формировала в российском социуме духовно-нравственную основу личности и основу гражданской идентичности. Утрата высокой планки, который был у русского языка и литературы, как языка мышления, языка «причастности к огромной многонациональной, многоязычной культуре» может привести и к утрате его главной миссии - «формированию российской и общегражданской гражданской идентичности». «И это на самом деле весьма и весьма опасно в условиях глобализации, и стремления к полному уничтожению идентичности не только российской, но и любой другой», - подчеркнул эксперт.
Полпред президента РФ по поводу значения русского языка напомнил, что его значению уделяется внимание на самом высоком в стране уровне, но посетовал при этом, что зачастую до федерального центра доводится не вся информация, и нет понимания того, «как оно есть на самом деле». Проблему с преподаванием русского языка и литературы он назвал общероссийской, и предложил общественным организациям не стесняться ставить эти проблемы перед властью. «Моя позиция такая: руководителям надо говорить то, что на самом деле, а не то, что они хотят слышать, иначе у всех будет складываться впечатление, что вокруг все хорошо, а учитель сегодня получает 100 тысяч рублей», - заметил полпред. По его мнению, ряд вопросов можно и нужно решать на региональном уровне, во всяком случае, чтобы учитель русского языка получал зарплату не ниже средне по региону. Обращаясь к представителям общественности, господин Меликов напомнил, что общественные организации в этом вопросе не должны стоять в стороне, а качество их работы в этой связи можно будет и рассматривать через призму безопасности страны. «Мы все должны понимать, если мы не будем говорить на русском, то завтра будем говорить на национальном и на арабском. Поэтому эти вопросы важны не только в формате воспитания и идеологии, но и безопасности».
«Знаете, для меня русский язык имеет особое значение, - обратился к участникам заседания президент Дагестанского государственного университета народного хозяйства Гамид Бучаев, - Своего отца я не помню, он погиб на фронте, моя мать попала под бомбежку, когда поехала в госпиталь, и тоже погибла. Нас осталось пятеро сирот. И слово мама меня научила говорить русская учительница. Разве я могу это забыть?» По словам ученого, русский язык дал ему возможность учиться в Львовском экономическом университете, преподавать в разных вузах, чувствовать себя гражданином великой страны. С грустью говорил он и о том, что сейчас ему не хватает русских друзей, покинувших республику, о том, что в борьбе с чуждыми идеями гибнут и молодые люди и сотрудники правоохранительных органов, которых быстро забывают. И это положение надо менять, чтобы для людей становилось понятным, что погибли они как герои, защищая интересы государства и его граждан. Так и рождается гражданская идентичность.