Помогают в этом мастерам республики монгольские тувинцы реликтовые группы тувинской народности, издавна осевшие в Монголии. Оказалось, в их компактных патриархальных сообществах традиции общих предков сохранились куда лучше, чем в Туве, испытавшей все прелести разрушительных для старины экономических, социальных, культурных и иных революций. Возрождать национальные традиции изготовления войлока, а также иных Возрождая традиции предков: чабаны Тес-Хемского и Эрзинского районов отныне будут изготавливать войлок по новой технологии. Хотя, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое. Продолжаются мастер-классы этнических тувинцев на территории республики. Десять человек направлены по линии Центра занятости в ГУП "Чодураа". В местечке "Шагар-оъттуг" близ села Шуурмак Тес-Хемского района расположена чабанская стоянка, где в благоприятных условиях проводят свои занятия приглашенные мастера - глава семьи из сумона Цэнгэл Хийс оглу Жав с сыном и супругой, пройдя отбор среди опытных чабанов-предпринимателей, прибыл в Туву десять дней назад. В расписании занятий переработка молока, шерсти, шкур, изготовление кумыса, снаряжения, веревок для скота, принадлежностей для юрты, седла, упряжи. Их опыт ценен тем, что этнические тувинцы, проживающие в Монголии, не только переняли опыт предков, но и сохранили лучшие рецепты. В этом плане тувинские производители, хоть и немного, но отстают в качестве продукции. Как отмечает Мерген Соян заместитель председателя Тес-Хемского района и начальник управления сельского хозяйства и природопользования, вкусы кумысов, приготовленных местными чабанами и приезжими гостями, отличаются. Секрет более крепкого цэнгэльского кумыса таится в специальной закваске, которую привезли из Монголии. Теперь же благодаря этой программе мастер-классы стали экспериментальной площадкой, где каждый животновод имеет возможность обратиться к истокам традиционных ремесел тувинского народа, которые современным поколением утрачиваются.
Изготовление войлока занимает основное время мастер-классов. Пока кумыс настаивается и бродит, продолжается сложный процесс обработки шерсти. Эта часть обучения требует немалых усилий, но несмотря на трудности местные чабаны на практике усваивают материал. Сырье промывают в холодной воде, часами взбивают специальными железными палками, вручную обрабатывают, создают нужную толщину изделия, затем окаймляют веревкой из этой же шерсти.
Итого за четыре дня обучения было получено 100 литров качественного кумыса и войлочный ковер длиной в два метра за один день. Но на достигнутом животноводы не останавливаются. Они каждый день ставят перед собой новые задачи. К примеру, во время следующего занятия намерены сделать два войлочных ковра, один в честь 250-летия Самагалтая.
В соседнем Эрзинском районе на базе сельхозпотребкооператива "Бай-Хол" во главе Оролмоо оглу Санжа из Ховдинского аймака работает группа в составе трех человек. Мастера приступают к теме "Изготовление сувенирной продукции из войлока", а также "Изготовление конной упряжи". Сестры Цэцэгээ и Алтанцэцэг удивляют женскую половину слушателей мастерством создания эксклюзивных сумок, войлочных полотен, когээржиков и брелков ручной работы. Их умения не ограничиваются только изготовлением сувениров, в программе - ознакомление тувинских сельхозпроизводителей с технологией получения тувинского сыра ("быштак") и тувинского творога ("ааржы"). Пока гости из Монголии раскрывают все секреты приготовления нежнейшего сыра и вкуснейшего творога, их брат охотно делится многолетним опытом. Внимание всех мужчин было приковано к предметам конной упряжи, сделанных вручную мастером.
Мастер-классы вызвали небывалый интерес, как среди чабанов-животноводов, так и сельхозпроизводителей. В случае успешного обмена опытом, скоро и в Туве каждая семья будет готовить для своего стола экологически чистые молочные продукты, а более предприимчивые граждане откроют мини-бизнес, что, безусловно, является важным элементом развития региональной экономики.