Огонь, бубен, гипнотизирующее пение — часть туристического бренда и гордость Сибири. Житель мегаполиса, оказавшись за пределами пыльного города, с охотой принимает участие шаманских обрядах. Однако в большинстве своем туристы на самом деле сталкиваются с явлением, которому ученые дали название «неошаманизм».
Кормление огня у спящего Саяна
«Это самый сильный шаман в наших местах», — шепчет мне на ухо чиновница из районной администрации. Перед нами у костра на коленях склонился человек в национальной, наверное, хакасской, одежде. Щедрой рукой сыпет в пламя огня куски мяса и хлеба, льет молоко, водку.
Мы, участники пресс-тура «Енисей.РФ -2014», толпой окружили площадку с огнем, щелкаем затворами фотоаппаратов, пытаясь сделать хороший снимок обряда кормления огня.
Действо происходит в горах Ергаки, практически на берегу озера Ойское, которое в июне еще покрытого льдом. Вдали высится Спящий Саян – хребет, напоминающий отдыхающего человека.
Легенды гласят, что это был хранитель тайги, понимающий язык зверей и общающийся с духами, – шаман. Когда-нибудь он проснется. В общем, само место вызывает мистические ощущения. Наверное, религиозные обряды здесь проходили испокон веков.
Шаман берет бубен, танцует вокруг огня. Глаза прикрыты, он напевает нечто ритмичное. К зрителям подбегает его помощница: «Нельзя снимать. Он запретил. Иначе духи сломают фотоаппарат». С удивлением вижу, что очень известные в Красноярском крае фотографы без протестов убирают свою технику в кофры.
Перелом эпох
Практически в любом районе Красноярского края можно найти места связанные с шаманизмом: название озер и урочищ, горных пиков и пещер, везде множество легенд. Однако юг в этом плане выделяется особо – едешь по Ермаковкому или Курагинскому району и обязательно встретишь деревья, обвязанные разноцветными лентами. Первобытная магия, которой с удовольствием придаются горожане.
Они охотно вяжут ленты на ветви, пьют «целебную» воду из шаманских ручьев, обращаются за гаданиями, без споров платят за них деньги. Причем деньги немалые. Говорят, что некоторые обряды обойдутся желающему в десятки тысяч рублей.
Популярность шаманских практик в современном российском обществе ученые объясняют переломом эпох.
«Традиционное общество преобразовывается в общество модернизационное, рушится устойчивая психологическая система, образуются лакуны в восприятии мира, которые человек стремится заполнить», — говорит завкафедрой культурологии Сибирского федерального университета, доктор философских наук Наталья Копцева.
Он добавляет, что «модернизационное общество» решает эти проблемы с помощью специалистов – как пример психоаналитики в Европе и Америке. А при сломе традиционного общества люди очень часто решают свои проблемы обращаясь к разным религиозным и магическим практикам.
Известный красноярский журналист Алексей Бондарев не чужд подобным увлечениям и порой сам принимает участие в обрядах. Он уверен, что во время шаманских практик человек отдыхает от запредельной скорости современной жизни.
«Нас привлекает не столько шаманизм сам по себе, сколько вообще возможность прикоснуться к чему-то запредельному, к чему-то, что выходит за рамки обыденного маршрута от дома до офиса и обратно», — делится Бондарев.
По его наблюдениям, тех, кто целенаправленно ищет участия в определенных ритуалах, знает их историю, единицы. А большинству все равно, камлание это, либо буддийская служба.
«В конечном итоге, если вы житель мегаполиса, и вам удалось просто постоять у священного места, повязав ленточку на дерево, или послушать звук бубна, вреда от этого точно не будет. А вот польза весьма вероятна», — уверяет собеседник. Ученые называют подобное явление неошаманизмом.
Новый и старый шаманизм
«Обычно обряды проводились при смене времен года, с наступлением сезона охоты и прочих значимых для людей изменениях. Действия, проводимые шаманами, были весьма эффективными практиками социального сплочения», - говорит Копцева.
По ее словам, между новым и традиционным шаманизмом «лежит пропасть».
В отличие от шаманов прошлого, для неошаманизма характерны обряды, участниками которого являются небольшое количество людей. Современными шаманами выступают не только потомки коренного населения Сибири, но и этнические русские.
Они покупают соответствующую атрибутику, делая основной упор в своей работе на гадательных практиках или музыкальном искусстве.
По оценкам ученых, сегодня на территории Красноярского края нет сильных шаманов, которые подобно шаманам прошлого, могли бы проводить массовые обряды и были бы признанным авторитетом среди местного населения. А вот в соседней Туве традиционный шаманизм во многом сохранился. Похожая ситуация и в Якутии.
Милость духов
Обряд, свидетелями которого мы стали в Ергаках, длится чуть более 15 минут. Наконец бубен умолкает, обрывается песнь. Шаман окуривает зрителей дымом можжевельника – считается, что это отпугнет злых духов. Садится, достает сигарету.
Он носит обычное имя — Виктор. О себе рассказывает крайне скудно. Его помощница поведала, что Виктор из старинного рода шаманов, но сам пошел по стезе предков не сразу, сначала работал геологом.
«Ему привезли с Тибета дух белого шамана», — сообщила помощница. Затем она начала было говорить об атлантах и гиперборейцах, однако рассказ прервал Виктор. Они пошли куда-то в сторону машин, но вечерний туман задернул дымкой фигуры и, на секунду, показалось, что сами духи спрятали их от людских глаз.
http://info.sibnet.ru/?id=383603