Некоторое время назад на берегу Северной Двины появился лабиринт, аналогичный соловецким лабиринтам. Выложил его местный житель Вячеслав Ларионов, больше известный как неошаман. Он уверен, что шаманов на Европейском Севере России уже не осталось. Древние практики требуют нечеловеческих усилий. Сам он говорит о возрождении измененной традиции — о неошаманизме. О том, что это такое, SmartNews узнал из первых уст.
Для своих богов Александр Ларионов сам создал святилище, вырезал и установил там деревянные чуры (кумиров) и теперь бережно хранит это место от зевак. В миру неошаман из Архангельска причастен ко многим творческим проектам — фестивалю «Солнцеворот», движению «Новые скифы», проекту «Звозландия». И все-таки эта творческая часть его жизни — далеко не всё, значительное место занимает именно шаманизм, изучению истоков и традиций которого Вячеслав посвятил несколько лет.
Традиции шаманизма очень разнообразны. В 90% случаев традиции говорят, что шаманом мог стать человек только по наследству, то есть обязательное условие — чтобы был шаман в роду. Также часто частью посвящения является так называемая шаманская болезнь. Это болезнь, которая ставит человека на грань жизни и смерти. Она может случиться в детстве, в молодом возрасте или даже после 40 лет. Считается, что в случае заболевания духи испытывают душу человека, и если он оказался достаточно сильным, он выживает и становится шаманом.
Шаманизм, по словам Ларионова, был распространен по всей России задолго до того, как появились все иные религии. Это самая древняя религия человечества, в отличие от других она не была изобретена какой-то исторической личностью, а выросла сама из органического опыта человечества. Поэтому когда-то христианин Ларионов решил отказаться от православия и считает шаманизм своей религией.
Почему я это делаю? Потому что я не могу иначе. Еще в детстве на меня производили впечатление рассказы об индейцах Фенимора Купера. Я мечтал стать этнографом или археологом и изучать древности. Наверное, это сказывается генная память. Когда я в пять лет слышал горловое пение, оно, как говорится, меня вставляло. По отцу мои предки казаки, но во мне явно есть и тюркские корни. Но среди ближайших родственников у меня в роду шаманов не было, поэтому, согласно традиции, я не могу назвать себя полноценным шаманом. И все-таки шаманская болезнь у меня была, правда коснулась она меня лишь наполовину. В пять лет я тяжело болел, был при смерти, у меня была горячка, и я помню свой сон: я бегу и падаю со скалы на острые камни. В момент падения я проснулся.
Основа шаманизма — это ритуал, камлание, которые проводит шаман в измененном состоянии сознания. Как правило, он сопровождается тем, что шаман стучит в бубен и входит в транс.
Быть истинным шаманом — тяжелая задача. Он и скульптор (ваял деревянные чуры), и художник, и музыкант, и портной, и врач, и актер, и режиссер, и охотник. Жизнь шамана всегда была достаточно тяжелой. Шаман не может отказать человеку в помощи и, если к нему обратились, должен решить проблему пришедшего. Если была засуха, он просто обязан был вызывать дождь, даже если это занимает очень много времени. В Туве и в наше время власти обращаются к верховному шаману в случаях тяжелейшей засухи. Но помимо того, что шаман камлал, ему нужно было вести обычную жизнь: охотиться, воспитывать детей. Шаману запрещено было брать деньги, максимум, что разрешалось, — это принять дар пищей или вещами. В наше время шаманы принимают в дар деньги, что, конечно, облегчает их жизнь, но это не является частью традиции.
Если шаман будет брать деньги, то его духи накажут. По сути, основная специальность шамана — это лéкарство. С точки зрения догмы шаман делает совершенно дикие вещи. Например, старый дедушка может пять часов непрерывно танцевать и петь. Не всякий человек это выдержит. Большинство шаманов работает с духами нижнего мира, где находятся души умерших. В основном духи нейтральны, они являются проводниками шамана во время транса. Но духи тоже бывают разными, и некоторые довольно зловредны, поэтому они могут шаману и солгать, и даже убить его.
Неошаман достаточно часто принимает участие в городских праздниках, но врачующих сеансов Ларионов не проводит. У архангельского неошамана есть бубен собственного изготовления. Он не выставляет его напоказ, хранит вдали от чужих глаз и использует в своих обрядах. Бубен помогает своему шаману во время камлания, другим людям запрещено его трогать. По традиции после смерти шамана его бубен подлежит умышленной порче, дабы не навлекать несчастий на окружающих.
С Вячеславом мы знакомы уже лет десять. Мы долго наблюдали за тем, что делает каждый из нас, и, наверное, в один прекрасный момент поняли, что работаем в одном направлении. Каждый по мере возможностей возрождает древние традиции, проявляет себя в организации культурных мероприятий… С тех пор практически все праздники, акции и мероприятия проводим совместно. Только в прошлом году мы вместе участвовали в съемках документальных фильмов, демонстрировавшихся по НТВ и ТВ-3. Едут снимать нас, а узнают о Поморье в целом.
Не все знакомые Вячеслава относятся к его увлечению архаикой положительно, некоторые открыто не понимают его. Но он относится к этому ровно: если ты всерьез чем-то занимаешься, то делай свое дело, остальное неважно — такова его позиция.
Кроме всего прочего, Вячеслав Ларионов занимается таким явлением, как новая архаика (этнофутуризм), и все его творчество проникнуто древними изобразительными мотивами. На его футболке красуется изображение двух шаманов с бубном-солнцем, которые символизируют намерение, энергию жизни.
В то, что Гиперборея была здесь, на Севере, я верю. Я сторонник «северной теории», то есть придерживаюсь концепции, что арии вышли из Гипербореи и все символы так или иначе имеют гиперборейские корни. Люди прошлого были намного мудрее тех, кто живет сейчас. Они понимали, что в загробный мир ты ничего с собой не возьмешь. С собой ты можешь взять только свою душу, и именно она — твое богатство, а не машины-дачи-виллы.