10 декабря 2014 г. в Центре социально-консервативной политики состоялся «круглый стол» с международным участием на тему«Консерватизм – идея и политика». Информационно-содержательным поводом к дискуссии послужила необходимость развития ценностного диалога между Россией и Германией в непростой геополитической ситуации.
Открывая мероприятие, генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова отметила, что консерватизм – это опора развития страны и идеология, разделяемая большинством граждан России и создающая предпосылки для их творческой самореализации. Она задала ориентир беседе: «Сегодня нам важно рассмотреть не только политический, но и идеологический аспект». Консерватизм, по её словам, заключается в стремлении к развитию на основе базовых ценностей. В то же время нельзя упрощать это понятие, отождествляя его с традиционализмом. «Мы выступаем не за воспроизведение традиции, а за её творческое осмысление, за сохранение и преумножение лучшего, за преемственность развития», – подчеркнула генеральный директор ЦСКП. Этот посыл необходимо заложить в основу европейской интеграции. Консерватизм может стать прочным фундаментом для установления международного взаимопонимания, ведь его неотъемлемой составляющей является неприятие националистских устремлений, и обеспечения безопасности на евразийском пространстве.
Передавая слово директору Фонда им. Конрада Аденауэра в Москве Клаудии Кроуфорд, Л.Шувалова напомнила, что ЦСКП и Фонд давними стратегическими партнёрами: обе организации разделяют и популяризируют консервативные ценности.
Клаудия Кроуфорд акцентировала внимание на христианстве как одном из базовых компонентов консервативного мировоззрения и консервативной идеологии. Это соответствует ценностной основе немецкой политической партии Христианско-демократический союз, отметила она.
Депутат Государственной Думы, член Комитета по энергетике и комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации Владимир Поцяпун заявил о необходимости обеспечения мирного использования атомной энергетики, развития перспектив атомной промышленности. По его мнению, наблюдаемая сегодня в Европе тенденция на отказ от атомной энергетики – результат пропагандистской политики США, заинтересованных в лоббировании альтернативных источников энергии.
Ответственность за данную линию в информационной политике лежит на США, стремящихся сохранить политическое доминирование в мире. «Неоднократно в новой и новейшей истории англосаксы предпринимали усилия для того, чтобы поссорить Россию и Германию, потенциальных стратегических партнёров», – констатировал депутат.
Разрушение ценностных оснований и нравственно-этических устоев, подчеркнул парламентарий, – идеологическое оружие, активно применяемое Штатами уже на протяжении длительного времени. Резюмируя сказанное, депутат подчеркнул, что важно не поддаваться на информационные провокации, избавляться от клишированного подхода в оценке событий.
Немецкий философ, политолог, представитель партии ХДС Кристоф Бёр отметил, что в Германии нет однозначной, всеми признанной трактовки понятия «консерватизм» и рассказал о своей интерпретации данного термина: «консерватизм – это то, что себя зарекомендовало. Быть консерватором – значит, оставаться верным чему-то, сохранять память о чём-то, служить какому-то делу или убеждению». Он отметил важность исторической памяти и выступил против стратегии «забывания».
Консерватизм, по его словам, не является антонимом прогресса, не исключает развития: «Консерваторы не хотят возвращаться в прошлое, они стремятся в будущее, но не собираются пускать ситуацию на самотёк. Конструировать это будущее необходимо на определённых принципах, сохраняя и преумножая позитивный опыт прошлого. В основе консервативного развития лежит порядок».
К.Бёр прокомментировал и философский аспект проблемы: «Консерватизм – прежде всего понятие антропологическое, а уже потом политическое». Во главе угла у нас человек, личность, персона. На этом посыле должна базироваться и правовая система. Нам чуждо восприятие человека как части системы, как винтика в едином государственном механизме». Он отверг подобное функциональное назначение человеческой личности.
Игорь Кузнецов, доктор политических наук, профессор, заместитель декана по научной работе кафедры государственной политики отделения политологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, отметил, что понятие консерватизм можно трактовать в узком смысле – как политическую идеологию, а можно в широком – как мироощущение, образ мышления и стиль поведения. Вера, семья, отечества – три столпа, подчеркнул он и призвал к развитию охранительного чувства. «Консерваторы не отвергают прогресс, но относятся с осторожностью к введению тех или иных новаций. Этот подход продиктован свойственным консерваторам охранительным чувством», – убеждён профессор.
Консерваторы, отметил И.Кузнецов, – не схоластики, а прагматики, так как их они чутко реагируют на реальные вызовы и проблемы и адаптируют к изменениям во внешнем мире собственную программу действий. «Непрерывность развития, преемственность поколений – вот какие стремления объединяют Россию и Германию», – заключил он.
Член Фонда им. Конрада Аденауэра Михаэль Лингенталь обратился к ортодоксальной составляющей понятия «консерватизм»: «Бог дал человеку власть над всем, что есть на земле, возможность видоизменять мир. Значит, человек ответственен за мир. Консерватор хочет сохранить мир таким, чтобы в нём могли комфортно, качественно жить последующие поколения. Здесь на первый план выходит бережное отношение к окружающей среде, обеспечение экологической и продовольственной безопасности». Он подчеркнул, что такой подход не предусматривает отказа от вмешательства в природу, но требует при данном вмешательстве сохранять природную гармонию. «В Германии нет естественных лесов – тех, которых бы не коснулась рука человека, – привёл пример эксперт. – Вместе с тем лесной фонд страны процветает. Это говорит о правильно выбранном характере вмешательства, не нарушающем гармонию, не разрушающем природу».
По мнению М.Лингенталя, субсидиарность, солидарность, ответственность – те базовые дефиниции, которые должны лежать в основе политического и личностного поведения человека. В завершении выступления он задекларировал принцип, отвечающий, по его мнению, консервативным установкам: «Столько государства – сколько нужно, столько личной инициативы – сколько можно».
Заместитель начальника Управления Государственной Думы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Константин Тарасов напомнил, что 8 декабря, минула 23-я годовщина распада СССР. Консервативная традиция в политической практике была прервана на 70 с лишним лет, отметил он. Новая Конституция, принятая в 1993 году, зафиксировала базовые ценности, коррелирующие с консервативным сознанием: права и свободы человека. Политический консерватизм был возрождён 10 лет назад в Центре социально-консервативной политики и за это время консервативные положения получили развитие в деятельности и «Единой России» и других общественно-политических организаций.
Штеффан Флат, бывший министр германской земли Саксония, рассказал, как он видит воплощение консервативных подходов в экономической политике. По его словам, главным принципом является недопущение долгов. «Механизм кредитования хорош для малого бизнеса, но совершенно неприемлем для формирования государственного бюджета», – подчеркнул он. Финансовая политика Европы этот критерий игнорирует, отметил эксперт. По оценкам Ш.Флата, такой подход приведёт к неминуемой катастрофе, начало которой мы уже наблюдаем. Он отметил важность дискуссии: «Отсутствие конструктивного диалога – благодатная почва для войн», – заявил немецкий государственный деятель.
Руководитель Экспертного центра Международного общественного движения «Гражданский мир», профессор Александр Посадский призвал проводить диалог на ценностной основе в противовес западному постмодернистскому тренду на диалог сугубо механический. «Американский неоконсерватизм – парадигма, дискредитировавшая себя превращением в сумму технологий. Нам нужен другой диалог: осмысленный, содержательный, ценностный. Такой диалог может вестись только сильным гражданским обществом». Он остановился на основных задачах деятельности движения «Гражданский мир»: в частности, на создании миротворческих стратегий и развитии народной дипломатии.
В фокусе внимания участников «круглого стола» был ряд вопросов, касающихся самоопределения личности, в том числе легализации абортов и эвтаназии. Л.Шувалова и К.Кроуфорд высказались против абортов, аргументируя свою позицию тем, что свобода личности (в данном контексте – право женщин на принятие решения об аборте) не должна быть беспредельной и противоречить правам и свободам человека. В приоритет нужно ставить право ребёнка на жизнь. Данное право должно проходить лейтмотивом через всю идеологию и государственную политику, должно учитываться при принятии законодательных и властных решений.
Развивая тему самоопределения граждан, Л.Шувалова подчеркнула, что есть понятия, лежащие вне пределов человеческого регулирования, те, по которым невозможно принимать сознательные решения и которые, по христианским канонам, следует принимать как данность: например, гендерная самоидентификация личности. «В Государственной Думе на рассмотрении уже несколько лет находится законопроект «о социальном поле». Я очень надеюсь, что он не будет принят, ведь пол – понятие биологическое, а не социальное», – заявила генеральный директор ЦСКП.
Эксперты затронули вопросы социальной политики и гражданской активности. К.Кроуфорд выразила необходимость создания условий для женщин, желающих совместить работу и воспитание детей. В качестве примера гражданской самоорганизации она привела практику формирования пожарных частей в Германии: «У нас только 200 тысяч пожарников – профессионалы, 1,5 млн. – добровольцы».
Подводя итоги дискуссии, Л.Шувалова ещё раз подчеркнула, что консерватизм нельзя рассматривать исключительно как политическую идеологию в отрыве от мировоззренческой. Консерватизм – это те базовые ценности, которые должны лежать в основе общественного сознания и задавать вектор общественного развития.