Кто в современном обществе воспринимает Нептуна, русалок и Бабу Ягу как духовную силу, а прыжки через костер и плетение венков на Ивана Купалу - как магический ритуал? Кто в этих мифологических персонажах видит реальных существ, способных подчинить себе человека? То есть кто верит в них всерьез? Славянских богов почитают отдельные группы неоязычников («Велесов круг», «Стрелы Ярилы» и прочие родноверы), но им, конечно, дела нет до Нептуна с Посейдоном. Как ни странно, веру в могущество всех, античных и славянских, богов сохраняют сегодня православные священнослужители. Всеволод Чаплин воспринимает сказочных персонажей как реальных демонов, способных сковать разум и волю человека, взять его в духовный плен, даже изменить его судьбу (!): «Переодеваясь в языческих персонажей, которые символизируют темные духовные силы, нужно всегда помнишь, что когда ты начинаешь играть в какую-то неведомую духовную силу, ты вступаешь с ней в контакт, и это может отразиться на твоей жизни, сознании, судьбе». То есть, надевая костюм Нептуна или Бабы Яги, человек «вступает в контакт» с реальными духами, и в контакте этом он оказывается безвольным пассивным существом, над которым беснуются боги древнего мира - Рима и Руси.
Священники видят себя средневековыми пастырями, ведущими войну против живых языческих культов. Оглянулись бы вокруг и порадовались, что народ давно весело играет с русалками и Нептуном, смеется с ними и над ними, и не видит в праздничных представлениях ничего религиозного.
Это заблуждение, предупреждает Андрей Кураев: «У нас заработала «машина времени»: самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону. Я уже сталкиваюсь с эзотерическими толкованиями сказок про Колобка и курочку Рябу от «рерихнутых» педагогов. В условиях, когда наш учительский корпус изрядно заражен всякого рода оккультизмом, уповать на то, что все это останется только игрой, крайне наивно. Это значит не замечать, в какой стране мы живем. Игра однажды перестает быть игрой».
В этом аргументе есть изрядное лукавство. Архаизация и варваризация сознания сегодня действительно потрясает (в церкви в том числе), но зачем образованному человеку садиться в машину времени, несущуюся вспять? Нужно бесстрашно встать у нее на пути и убеждать, разъяснять, просвещать. Кроме того, оккультисты обычно не ходят на сельские праздники. Туда приезжают люди, далекие от мистицизма и склонные к простым развлечениям. Спектакль и викторины с участием сказочных персонажей хоть немного приподнимают их над простой пьянкой-гулянкой. Организаторы молодежного праздника в Россошанском районе говорят, что после запрета на Нептуна и русалок от праздника остались лишь выпивка и дискотека.
А отец Роман Вылуск хотел оградить их от занятий «безраспутным блудОм» (так и сказал!), которым, видимо, по его представлениям, всегда заканчивались праздники Нептуна в пионерских лагерях и домах отдыха, или ночи на Ивана Купалу в древности. Не знаю, что он имел в виду, да и сам он плохо понимал, что говорил: «Якобы в безобидных прыганьях через костер, в безобидных играх скрывается смысл более другой, более другого значения...» А дальше про занятия «блудОм». Очевидно только, что «смысл более другого значения» могуч и страшен и от него нужно ограждать людей. Не объясняют только, в чем собственно опасность. Намекают на магию ритуала: мол, участие в ритуале, пусть и потешном, отдаст тебя в лапы сатане. Не больше - не меньше. И ссылаются на раннехристианских мучеников, которые смерть предпочитали участию в языческих действах. Кто же на какой машине времени катается? Этих мастеров магии лексусы времени унесли на двадцать веков назад. Народу за ними не угнаться.
Обряд, водная стихия, огонь ставятся выше Бога и наделяются сверхчеловеческой силой. Это и есть почитание творения вместо Творца. То есть язычество. Только наделяют их сверхъестественной силой не люди, пришедшие на праздник, а священники, желающие его запрета.
Запрет этот нарушил Конституцию, возмутил людей, съехавшихся на праздник, и начальство пошло на попятную: ничего, мол, не было; СМИ, как всегда, раздули историю; организаторы тоже взяли свои слова обратно, мол, и не было в сценарии Нептуна, и мужа не было, который его играл. Все как обычно: нашкодили - наврали. Наворотят невесть что и не знают, что с этим делать.
Если же вести разговор всерьез, то языческие славянские образы, легенды, ритуалы сохраняют очень важный культурный пласт - они одушевляют природу, а утверждая единение с ней, сохраняют и остатки славянского единства. Христианство же, сосредоточившись на аскезе, демонизировало природные стихии, противопоставив их высшему духовному началу. Отречение от «плотских утех», умерщвление тела ради торжества духа сыграли свою роль в личной аскезе, но для цивилизации негативное отношение к природному началу опасно. Языческие образы, утратив религиозное значение, сохранили поэзию природы и живой диалог с ней, они видят в деревьях, листьях, цветах живых существ, что сегодня органично сочетается с желанием остановить уничтожение лесов и озер, с экологическим движением, с установкой на сохранение планеты, в конце концов.
Кураев же увидел в празднике Нептуна советский языческий обряд и призвал освободиться от советского груза, создавая новые праздники. Нептун, как и Дед Мороз, действительно прошли советский антихристианский фильтр, но праздник пришел на детскую площадку не из языческого храма, а с морских кораблей, на которых отмечался при переходе через экватор как инициация моряка. Нептун к тому времени уже давно потерял религиозный статус и перешел в разряд аллегорических фигур.
Боги древнего язычества - античного, скандинавского, кельтского, славянского и пр. - давно стали символами мировой культуры, впитали многочисленные «более другие» смыслы, которые следует изучать в семинариях, чтобы не смешить людей своим невежеством. Нужно срочно вводить «Мировую художественную культуру» в программы религиозных учебных заведений, иначе энтеошники начнут громить Эрмитаж и Пушкинский, разгонять народные праздники марийцев и эвенков. Машина времени уже сметает выставки и театры, книги и фильмы. Водитель явно не справляется с управлением, и список пострадавших стремительно увеличивается.
Боги же недавнего советского язычества воскресли с новой силой, мы до сих пор живем среди их многочисленных идолов - с кепкой, с кружкой, с указующим перстом. Ни Ленин, ни Сталин не стали пока безобидными аллегориями вроде Нептуна или Перуна. Советским богам искренне поклоняются, их призывают в молитве («Сталина на вас нет!» звучит не реже чем «Господи, помоги!»), их имена наполнены живой энергией ненависти и насилия, за ними - культ жестокой силы, дух собственного величия, превосходства и презрения к слабым и свободным. Но что-то я не слышу церковных голосов, которые предупреждали бы народ об опасности «контактов» с этими демонами, которые продолжают лепить нашу жизнь, сознание и судьбу.