Дмитрий Ненароков, он же отец Димитрий, служит священником при Московском городском казачьем обществе. После воскресной службы, пишет Global Post, он переодевается в камуфляж и проводит занятия по рукопашному и ножевому бою - они должны способствовать возрождению казачьей культуры.
Отец Димитрий говорит, что традиционные ценности – семья, религия – сейчас находятся под угрозой. Их пытаются заменить на иностранные – либерализм, материализм и гомосексуализм. «Они не понимают, что мы будем сражаться до конца. На полпути мы не остановимся», - сказал он журналисту Global Post.
В какой-либо другой стране Европы, пишет издание, это могло бы показаться странным, но не в России: «Россия – страна казаков».
Казачество «можно определить как нечто среднее между этнической группой и национальной идеей». Столетиями казаки были защитниками государственных границ и преданными блюстителями православия и самодержавия.
В советское время казачество пребывало в угнетенном состоянии, но теперь находится на подъеме. Причиной расцвета, подчеркивает Global Post, стала государственная поддержка и идеологический раскол между противниками и сторонниками Кремля, усилившийся после протестов в декабре 2011 года.
По словам Виктора Заплатина, атамана Московского казачьего общества, сегодня казачество снова выполняет свою традиционную задачу - служит государству.
В 2005 году был подписан федеральный закон, регулирующий правовой статус казачьих обществ. По традиции, многие казаки служат в армии или госструктурах вроде МВД. Некоторые записались добровольцами в пожарные части МЧС, а другие, как Дмитрий Ненароков, проводят различные занятия с молодежью – от патриотического воспитания до военного обучения.
Недавно казаки стали патрулировать московские улицы наряду с полицией - «противоречивая попытка охранять спокойствие в городе, где царит напряженность между мусульманами и этническими русскими».
Поскольку «с момента переизбрания Владимира Путина в 2012 году Кремль делает акцент на консервативных и националистических ценностях», казаки «часто оказывались на передовой в борьбе против оппозиции, на стороне консервативного большинства», продолжает Global Post.
Казаки участвовали в разгоне демонстраций в поддержку прав гомосексуалистов и группы Pussy Riot, напоминает издание. Они выступают под знаменами религии и традиционализма – «ценностей, которые в последнее время отстаивает Кремль».
Осенью 2012 года Владимир Путин утвердил стратегию развития российского казачества. По мнению Дмитрия Ненарокова, в недалеком будущем казаки станут играть роль национальной гвардии, подобной итальянским карабинерам.
Global Post отмечает растущую роль казачества в российском обществе и передает взволнованные голоса критиков: у казаков репутация «националистически настроенных ополченцев» – до революции они совершали еврейские погромы и налеты на мусульманские общины на Кавказе. Кроме того, говорится в статье, расцвет казачества совпал с подъемом ультранационализма в России.
Маша Липман, эксперт Московского центра Карнеги, полагает, что Кремль играет в «опасную игру»: с одной стороны, подыгрывая националистическим чувствам, с другой, проповедуя гармонию между народами. Поддерживая казаков, правительство поощряет не просто настроения, а действия, передает ее слова Global Post.
Историк Гарвардского университета Сергей Плохий уверен, что, поддерживая казачество, государство много выиграет. Но, с другой стороны, будет создана «саморегулируемая организация, которая самостоятельно решает, что поддерживать, а что нет».
И, замечает Global Post, судя по истории, усмирить казаков может оказаться труднее, чем кажется властям. В царский период те не раз бунтовали, а само слово «казак» происходит от тюркского «свободный человек».
Однако, несмотря на создание Казачьей партии, атаман Заплатин отметает предположения о политических амбициях. По его словам, пишет Global Post, основной задачей казачества остается только служба.