Научно-исследовательская база данных » Центральный федеральный округ » Профессор Папского салезианского университета Массимо Интровинье о новых религиозных течениях

 

 

 

Профессор Папского салезианского университета Массимо Интровинье о новых религиозных течениях

Дата публикации: 18.10.2014, 10:24, просмотров: 1657

Как «подружить» между собой 10 тысяч «новых» религий, которые существуют в современном мире, и предотвратить их противостояния; стоит ли России и Европе следовать американской идее «равенства всех религий»; какие новые религиозные течения могут возникнуть после политического противостояния на Украине; и главное — что самое опасное в религиозном мировоззрении рассказал в интервью РИА Новости итальянский социолог и религиовед, эксперт в области изучения новых религиозных течений профессор Папского салезианского университета Массимо Интровинье — участник II Московского Международного форума «Религия и мир», который прошел в четверг на площадке МИА «Россия Сегодня». Беседовала Милена Фаустова.

- Господин Интровинье, вы изучаете новые религиозные направления. Что это такое, как они возникают, и каково сегодня их количество в современном мире?

— Новые религии — это те направления, которые чаще всего возникают из-за проблем, существующих в старых традиционных религиях. Многие люди отходят от привычной им веры и придумывают для себя что-то новое, в чем, вероятно, находят утешение. Этот процесс начался еще в XIX веке и до сих пор продолжается. В современном мире существует около 10 тысяч различных религий. Некоторые из них носят деструктивный характер и являются, по сути, террористическими и криминальными группировками. Поэтому очень важно не обобщать новые религиозные направления в нечто единое. Ведь, наряду с криминальными и деструктивными появляются и те, которые вполне разделяют ценности, которые принято называть «традиционными». Конечно, полиция и правительства должны бороться с деструктивными направлениями, содержащими криминал. Однако, те религиозные взгляды, которые, нам могут казаться странными и непонятными, но при этом не противоречат законам и общечеловеческим ценностям, на мой взгляд, необходимо принимать и относится к ним с терпением и пониманием.

- Вы упомянули деструктивные направления в «новых религиях». Можно ли такие течения считать сектантскими и, следовательно, сами эти религии называть сектами?

— У новых религий сегодня есть много различных названий, в том числе некоторые из них называют сектами. Однако академики и люди из научного сообщества стараются избегать этого термина в отношении новых религиозных движений. Для этого существует веская причина – 50 лет назад слово «секта» было, скорее, социологическим термином и обозначало людей, которые пришли к той или иной религии извне, то есть не были рождены в ее традициях. Например, социолог Макс Вебер утверждал, что даже христиан можно назвать сектантами, поскольку они стали вышли из другой культурной и этнической среды — из иудейской. Лишь 40 лет назад, слово «секта» стало чаще всего употребляться в отношении криминалистических группировок, и сейчас оно используется для того, чтобы подчеркнуть деструктивный характер того или иного религиозного направления. Это, в свою очередь, порождает некоторое религиозное противостояние. И чтобы его избежать, мы предпочитаем слову «секта» термин «неформальная» или «нетипичная», «альтернативная» религия. В целом, само понятие «альтернативная религия» не обязательно говорит о том, что это только плохое или только хорошее направление. В каждом отдельном случае надо исследовать то или иное течение, выяснять какой именно характер оно носит и лишь после этого определять деструктивное оно или конструктивное.

- А насколько так называемые новые религии или новые религиозные идеи могут угрожать традиционным и устоявшимся религиям? Есть ли опасность некоторого замещения традиций?

— Конечно, среди 10 тысяч различных религиозных направлений существуют и те, которые разрушают традиционные ценности и отступают от закона. Для России это может представлять большую угрозу, поскольку у вас многонациональная и много конфессиональная страна. Но не следует забывать, что многие из них также поддерживают какие-то базовые общечеловеческие ценности и не представляют никакой угрозы. Например, те же мормоны в XIX веке практиковали полигамные отношения и браки, но они постепенно отказались от этой практики и сейчас все больше проповедуют традиционные семейные ценности. Все зависит не от новых религий вообще, а от конкретных их взглядов и направленности.

- Как обстоит сегодня дело с появлением новых религий в России или на постсоветском пространстве? И с чем вообще связано появление подобных «альтернативных» духовных направлений?

— Моя организация никогда не исследовала религиозную ситуацию непосредственно в России, но не однажды проводила различные конференции в странах СНГ и Балтии — Латвии, Литве, а в 2015 году мы проведем конференцию и в Эстонии. На этих конференциях мы в целом обсуждаем ситуацию в Восточной Европе и на всем постсоветском пространстве. Сегодня можно констатировать, что с развалом СССР активизировалось и укрепилось такое новое религиозное направление как «Свидетели Иеговы» или «Пятидесятники». Однако в России, в отличие от многих других стран Восточной Европы, существуют определенные трудности с их легализацией и официальным признанием.  Должен сказать, что  нет ничего плохого в появлении  новых духовных течений. Это естественный процесс, когда при переходе от одного политического режима в другой, от диктатуры к демократии, у людей происходит переоценка ценностей, и они в такой ситуации склонны легче принимать новые веяния и направления.

С другой стороны, хотелось бы отметить, что например, та модель, которая сегодня существует в Америке и призывает к равенству всех религий, никогда не будет работать в России или Европе. В Европе религия лежала в основе цивилизационного развития стран — на Руси это было православие, в Италии – католицизм, и его последователи сегодня составляют 90 % населения страны. При таком раскладе мы не может говорить о том, что абсолютно все религии должны быть равны между собой. В Англии, например, есть специальный закон, говорящий, что религии не могут быть равными, но при этом там существует широкая религиозная свобода. То есть при наличии одной главной официальной  религии люди  могут совершать свой  выбор — в кого или во что верить. Это вполне разумное решение, которое не разъединяет, а напротив, сплачивает граждан страны. Необходимо научиться совместно мирно сосуществовать или уживаться друг с другом. Это решит многие проблемы.

- Сегодня в разных точках планеты можно констатировать политическую дестабилизацию. Означает ли это, что в скором времени в мире может появиться еще несколько тысяч «новых религий»? Могут ли, например, появиться  новые религиозные течения в политически неспокойной сегодня Украине?

— Конечно, войны и нестабильность в обществе всегда порождают новые религиозные направления. Яркий пример – ситуация в Японии, когда после Второй мировой войны, крушения традиционной для японцев империи и ядерной бомбардировки там появилось много самых разных религиозных течений. Их было порядка 500, а число верующих доходило до нескольких десятков тысяч. Некоторые из них изначально были деструктивными, как, например, «Аум Синрикё», которая произвела массовую террористическую атаку в Токийском метро, в результате чего погибло много людей. Однако тогда же появились и нейтральные религии, которые пошли на диалог с традиционными направлениями и не представляли угрозы. Поэтому, что касается ситуации вокруг Украины, то вполне вероятно, что из-за нестабильности в политической жизни общества там очень скоро могут возникнуть новые религиозные течения, часть из которых может представлять опасность, но часть может быть вполне мирной.

- Так что же самое опасное в новых религиозных течениях, как определить их деструктивность на начальном этапе появления, чтобы предотвратить угрозу для жизни людей?

— В любых, не только новых религиях опасен тот фундаментализм, который в них привносят люди. Когда вера и причина веры, ее цель и задачи, а также инструменты реализации идут порознь, тогда нарушается религиозный баланс и рождаются фундаментальные течения. Например, те террористические и экстремистские группировки, существующие в современном исламе, в которых под  видом религии и религиозного мировоззрения люди пытаются решить свои далекие от религии проблемы. Даже атеизм может быть фундаментальным и опасным. Я уверен, что изначально никакая из религий – новая она или старая — не опасна. Опасны те мысли, которые в том числе и в политических интересах и целях, привносятся и закладываются людьми. Ведь даже такие мирные религии как буддизм или индуизм в их «фундаментальном исполнении» или понимании приводят к убийству христиан и представителей других религий.

- Некоторые философы и мыслители, а также адепты некоторых новых религиозных направлений считали, что поскольку субъект веры —  Бог — един для всех, то, в принципе, можно было бы объединить все религии в одну, и это сняло бы много межрелигиозных проблем. Насколько такое объединение вероятно?

— Я думаю, что это невозможно. А если такое и произойдет, то это будет очень нехороший знак. Это то же самое, как призвать людей всего мира говорить только на одном языке — например, английском. Мы должны признавать как существование других языков, так и присутствие в мире других религий, даже если они непонятны другим. Это создает многообразие мира и является нашим богатством, которым необходимо дорожить. Как правильно отметил недавно папа Франциск во время визита в Корею, мы как личности, со своей культурой и своими взглядами, сохраняя собственные культурные и духовные традиции, всегда должны идти на диалог между собой и между своими религиями.


Источник: http://www.pravmir.ru/religioved-v-rossii-nevozmozhna-amerikanskaya-model-ravenstva-religiy/#ixzz3GTWFXYMq

Рубрика: Центральный федеральный округ