Неоязычники наступают?

Дата публикации: 17.10.2013, 20:01, просмотров: 1799

На фоне возрождения христианства в России возрождается и… язычество. Многие считают это искусственным проектом, направленным против Православной церкви

Тема язычества в последнее время проявляет себя в самых неожиданных местах. Тут и история с олимпийским огнём Сочи-2014, и поражение боксёра Поветкина (читай «язычество и спорт»). А не так давно «НВ» писало о приговоре, вынесенном 61-летнему профессору Российской академии наук Петру Хомякову по кличке Доктор Зло. На пенсионерском досуге он с друзьями занимался разработками планов захвата власти в России, для чего пошёл на финансовое мошенничество. Группа называлась громко, «под декабристов» – «Северное общество», а члены её исповедовали так называемое родноверие – искусственно сконструированную псевдославянскую языческую религию.

Тут необходимо коснуться темы причастности советских спецслужб к «возрождению» в России язычества. Есть гипотеза, что эта операция была разработана в период, когда КГБ возглавлял Юрий Андропов, и была призвана отвлечь молодёжь от явственно проявившейся уже тогда тяги к православию. Неизвестно, какое участие в этих разработках принимал ведущий сотрудник ВНИИ системных исследований АН СССР Пётр Михайлович Хомяков (а его институт наверняка приложил руку к разработкам, затеянным КГБ). А вот базис под современное российское язычество подвёл другой известный советский деятель – историк и археолог, академик АН СССР, коммунист, Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина Борис Рыбаков (кстати, один из ярых научных противников Льва Гумилёва).

В 1981 году вышла его монография «Язычество древних славян», а в 1987-м – продолжение, «Язычество древней Руси». Само по себе издание научных трудов, касающихся религии, в СССР было большой редкостью. А тут – сугубо специальные трактаты были изданы чуть ли не массовым тиражом и в великолепном оформлении. Между прочим, столь же роскошно в 1985 году была издана книга Еремея Парнова «Трон Люцифера», посвящённая древнему и современному сатанизму и чёрной магии, причём тема была подана писателем с нескрываемой симпатией.

Научное сообщество критиковало книги Рыбакова, указывая на многочисленные натяжки и ошибки, но делало это осторожно – учёный был обласкан властью. Мне передавали запальчивые слова одного крупного историка об этих книгах, сказанные в узком кругу: «Большего бреда я не читал»… Тем не менее реконструкция Рыбаковым древнеславянской религии сильно повлияла на нынешние неоязыческие секты. Например, придуманный академиком якобы общеславянский культ бога Ящера-Коркодела весьма популярен у группы так называемых ингерманландцев (не путать с этнонимом финского субэтноса). Для большинства из них, конечно, бог Коркодел – всего лишь эпатажный мем, но некоторые относятся к нему вполне серьёзно. Так, в интернете можно найти жутковатое описание реального жертвоприношения Коркоделу, несколько лет назад совершённого на реке Волхов при участии известного поэта-неоязычника Алексея Широпаева. Это который написал такие строчки: «Сгинь, Россия, во чреве Змия»…

Слегка отступая от темы, вспоминаю мою беседу (это было в начале 1990-х) с сыном академика Рыбакова Ростиславом Борисовичем, который пошёл по стопам отца, но несколько в ином направлении – его научные интересы направлены в сторону Индии. Беседа была очень неофициальной, и маститый индолог вполне серьёзно обсуждал оккультные «чудеса»…

Но в этой статье мы ограничимся лишь славянским неоязычеством, оставив в стороне синкретические культы, замешанные на восточных учениях, – агни-йогу, теософию, секты «Белого братства» и Виссариона, а также современные модификации традиционного этнического шаманизма, например нагвализм, отцом-основателем которого был американский антрополог Карлос Кастанеда. Разумеется, все эти группы тоже были нашпигованы агентами КГБ, но основную ставку партия делала, кажется, именно на славянские культы.

Надо сказать, «учение» этих групп крайне разнообразно и часто противоречит одно другому. Недаром многочисленные попытки языческих сект объединиться провалились, а скандалы со взаимными обвинениями и отлучениями в неоязыческом сообществе не утихают. Чтобы возникла такая группа, как правило, сначала появляется некий «учитель», «волхв», «колдун», нахватавшийся информации из различной сомнительной литературы, от того же Рыбакова до давно признанной фальсификацией «Велесовой книги», а то и просто наслушавшийся бредней Михаила Задорнова, сменившего профессию эстрадного юмориста на роль толкователя древней истории России.

Чистейший пример такого «учителя» – «верховный волхв всея Руси Богумил II Голяк», он же Голяков Владимир Юрьевич. Тоже, кстати, подозревался в связях со спецслужбами... Вокруг подобного «гуру» собирается кучка заинтересовавшихся, для большей части из которых это просто игра, что-то вроде клубной тусовки, – недаром в неоязыческих сектах так много «ролевиков». Но есть и те, кто воспринимает рекомый учителем бред вполне серьёзно.

А это и есть серьёзно. Потому что губит человеческие души.

– Нашему сердцу нужны не идолы (обереги, руны, заговоры), но свобода жизни во Христе, – говорит отец Димитрий (Першин). – За эту свободу мы сражаемся с хозяином, по выражению Вячеслава Бутусова, «этого дохлого мира», бросаем ему вызов в Таинстве крещения, сочетаемся Христу и вот так, сражаясь и молясь, идём по жизни навстречу своему воскресению.

Однако большая часть неоязыческих сект враждебна православию, именуя его «чужебесием» и «жидохристианством». Надо сказать, юдофобия во многих из этих групп поддерживается на высоком уровне, хотя некоторые духовные отцы новорусского язычества – выходцы из еврейской среды. Но, пожалуй, лишь ненависть к христианству связывает нео- и древних язычников.

Реконструировать же истинное древнеславянское язычество вряд ли возможно: слишком противоречивы и скудны источники. Кроме того, разные славянские народы поклонялись разным богам, частенько заимствуя их друг у друга. То есть и эти культы были синкретичны.

По этому поводу можно вспомнить историю из летописи «Повесть временных лет» за 1071 год. Тогда в Ростовской земле произошло восстание, поднятое волхвами, которые, по всей видимости, обладали некими гипнотическими способностями и внушали толпе, что творят чудеса. Восстание подавил боярин князя Святослава Ян Вышанин. Летопись приводит его беседу с пойманными волхвами, из которой становится очевидна их приверженность манихейскому дуализму. Как известно, манихейство – мощнейшая древняя антисистема, погубившая немало народов. Жива она и до сих пор во многих культах нью-эйдж и масонских ложах. Несомненно, присутствует она и в современном язычестве.

Обряды же, как сказано, каждая неоязыческая группа придумывает свои. Но, как и в старом язычестве, новые «поганые» – древнее слово, обозначающее язычников, – вовсю предаются магии, блуду и пьянству. До кровопролития, правда, пока вроде бы не доходит, но сообщения о древнеславянском язычестве пестрят человеческими жертвоприношениями, массовыми убийствами и самоубийствами.

– Сто лет назад это был бы лишь спектакль, – говорит отец Андрей Кураев, продолжая тему олимпийского огня, но на самом деле его слова можно отнести вообще к возвращению части представителей христианских народов к язычеству. – Но поганизация столь настойчива, многолика и массова, что при оценке стоило бы учесть реальное всеверие обывателя. Можно ли гарантировать, что для миллионов людей, мнящих себя христианами, но уже заражённых неоязыческой пропагандой, это останется в рамках театральной постановки?

Покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности».

 

спорт и язычество

Тема неоязычества недавно дважды неожиданно всплыла, как ни странно, в мире спорта.

В поражении Поветкина виноваты татуировки?

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев порадовался тому, что олимпийский огонь погас, когда его внесли в Кремль.

– Седой Кремль и его святыни не пустили этот огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского), – сообщил протодиакон.

И выразил убеждение, что сам по себе этот обряд носит языческий характер:

– Огонь был зажжён с молитвой к Зевсу и Аполлону некоей «верховной жрицей», – сказал отец Андрей.

Более того, он напомнил, что мысль ввести в церемониал Олимпийских игр символику олимпийского огня была идеей доктора Геббельса, воплощённой на берлинской Олимпиаде 1936 года. 

Здесь он немного ошибся – огонь зажигали на Олимпиадах и раньше, а вот пробежку с ним действительно придумали перед Играми в нацистской Германии. Только опять же не Геббельс, а Карл Дим, генеральный секретарь оргкомитета Игр-36.

– Да, я не исключаю, что факел может приобрести для кого-то иной смысл, чем красивое зрелище. И тогда, конечно, можно говорить о духовном блуждании, – вторит Андрею Кураеву председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. – Духовная неразборчивость, увы, стала одним из естественных спутников потребительского общества. Некоторые в своей духовной иерархии поставят олимпийский факел где-то между верой в чёрную кошку и астрологическими прогнозами.

Другой неоязыческий конфуз произошёл во время широко разрекламированного боя между украинским боксёром и политиком Владимиром Кличко и российским боксёром Александром Поветкиным. Председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы отец Димитрий (Першин) объяснил проигрыш российского спортсмена тем, что тот увлёкся язычеством:

– Поветкин в начале своего спортивного пути говорил о своём православии, затем стал адептом неоязычества, в чём убеждают его свежие рунические татуировки и сварожья песенка, под которую он иногда выходит на ринг, – сказал иеромонах. – Боюсь, главная ошибка боксёра в том, что победу нельзя добывать любой ценой. Скажем, ни за какие спортивные достижения нельзя платить своей душой. Не каждую энергию можно впускать в свой внутренний мир.

 

кстати

«Ванга – обыкновенная колдунья и коммерческий проект»

Покровительство коммунистических властей всяческому оккультизму в 1970-е годы происходило во всём социалистическом лагере. Достаточно вспомнить слепую болгарскую прорицательницу Вангу, ныне широко рекламируемую телевидением. Но и в социалистические времена она была вполне востребована, и её поддержка осуществлялась на самом высоком уровне.

– Ванга – обыкновенная колдунья, все её предсказания гроша ломаного не стоят. Она просто пользовалась своим недугом, зная, что к людям недужным в народе всегда есть особое отношение. В результате те, кто ей помогал, сделали из неё коммерческий проект, только и всего, – говорит протоиерей Димитрий Смирнов.

 

Невское время

Рубрика: Центральный федеральный округ