Праздник всегда занимал и занимает центральное место в структуре традиционных ценностей любого народа. Для нашего многонационального региона, который по праву получил славу города контрастов, где воедино сплетаются различные культуры, роль праздничных традиций в социальном быте особо значима. Сегодня праздник в общепринятом понимании соединил в себе воздействие религиозных и светских начал, имея влияние языческих, христианских, исламских, буддийских и иных традиций.
Вместе с тем российская празднично-обрядовая культура продолжает оказывать существенное влияние на духовный мир других народов и религиозных конфессий. Наиболее тесно связаны с традиционной народной культурой календарные праздники.
Стоит только задуматься, ведь каждый день в народном календаре имеет свои народные традиции, обряды и приметы, с каждым днем связаны определенные пословицы, суеверия и истории. Не менее ценным является то, что весь накопленный опыт сохранился до наших дней, как правило, в устном виде, передававшимся из поколения в поколение. Но праздничные традиции имеют свои отличия, причём не только у каждого народа, но и у каждого региона страны и даже внутри самого региона. В зависимости от населённого пункта выделяются свои индивидуальные особенности, связанные с тем или иным праздником. У каждого, даже самого маленького селения, есть своя история, свои обычаи и приметы, идущие от незапамятных веков. Есть своя история и у каждого жителя.
Характерная черта нашего региона проявляется в том, что независимо от вероисповедания есть религиозные праздники, которые так или иначе отмечаются во всех семьях. Яркий тому пример — праздник Крещения Господня. В этот день возле всех храмов города выстраиваются длинные очереди за святой водой. Но среди желающих принести домой хотя бы маленькую бутылочку с освящённой крещенской водой не только православные, но и представители других конфессий, которые также верят, что вода в этот день получает особую целительную силу и помогает при любых недугах.
Кстати, традиция по-особому отмечать праздник Крещения Господня в нашем городе уходит в глубь веков. В народе праздник называли Иордань. В этот день с самого раннего утра все жители направлялись в сторону Кремля, где на площади уже был выстроен гарнизон, части пехотного полка и казачьи сотни. Туда же собиралось всё городское духовенство. Постепенно весь Кремль заполнялся народом, а в соборе было и вовсе не пройти. Народ любовался торжественным парадом с Лобного места. После окончания праздничной службы, приблизительно в 12 часов дня, духовенство во главе с губернатором идут на Кутум. Крестный ход сопровождают воинские части. Иордань, или Иорданская сень помещалась на самом Кутуме и представляла из себя «круглую часовню на колоннах, без стен и крестом наверху» (примечание П. В. Лебедева).
Старожилы рассказывали, что в этой специально собранной часовне даже вся церковная утварь была изготовлена изо льда. Здесь на Кутуме и происходило освящение воды. В момент опускания креста в воду в воздух выпускали множество белых домашних голубей, которые совершали несколько кругов над собравшимися и символизировали собой, скорее всего, Святого Духа. В другой майне, но уже на Волге в это время начиналось купание всех желающих. Помимо купающихся собиралось много зрителей, в том числе купечества, которое одаривало смельчаков деньгами. Среди крещенской толпы суетились продавцы сладостей, но особым спросом пользовался сбитень — горячий напиток из мёда. Продавца этого напитка называли сбитеньщик. За спиной у него висел специальный самовар, позволяющий сохранять напиток горячим. В 2 часа дня все мероприятия завершались и толпа начинала постепенно расходиться по гостям, а молодёжь каталась на санках по Волге и Кутуму.
Майдан
А как поистине широко отмечали Масленицу, особенно в районах города. Все переплелось в этом празднике: языческие отголоски древности и религиозные церковные каноны, пиршество и подготовка к посту, а также озорные русские игры. Вот как, например, отмечали масленицу в Ахтубинском районе Астраханской области: «Изготавливали чучело из соломы, одевали в одежду, рисовали лицо морковкой, глаза – углем, щеки – свеклой. Всю неделю пекли блины со сметаной и с припеком, а в прощеный день просили друг у друга прощения, танцевали, пели песни, весело провожали зиму и встречали весну, сжигая чучело. Еще устраивали скачки на лошадях, катались на каруселях, которые делали своими руками (были сидения, а в середине устройство, которое двигали юноши), и прокатиться круг на такой необычной карусели стоило одну копейку. Кроме того, ради забавы проводили кулачные бои: один край села шел «дракой» на другой. В Астрахань этот обычай был принесён из центра России. Только здесь он назывался «майдан».
Обычно через Полицейский мост на Канаве в полдень появлялось большое количество пешеходов, экипажей, извозчиков с седоками из армян, персов, грузин и русских. Все спешат на «майдан», т.е. на место кулачных боёв русских и татар. Место проведения кулачных боёв находилось за Паробичевым бугром. Здесь же располагались различные ларьки, палатки, киоски. «Майдан» был хорошо виден с бугра и находился в особом круге прямо в центре толпы. Все спешили занять лучшие места. Круг разделяли на две части. С одной стороны русские, с другой татары. У каждой стороны была своя группа поддержки. Перед началом кулачных боёв борцы по-дружески общались между собой. Бой всегда открывали мальчики и подростки. Из них выбирали лучших для дальнейшего обучения. Когда в круг выходили знаменитые на весь город бойцы, то они пожимали друг другу руку. Бой шёл до тех пор, пока одна из сторон не начинала отступать. Для этого достаточно было просто присесть на корточки.
С наступлением поста начинались весенние крестьянские работы. Шла подготовка к посевной и к путинe. Серединой поста считались «сороки» – так называли день почитания сорока мучеников Севастийских. Пекли из пшеничной муки кресты и жаворонков.
К встрече же главного праздника христиан — Пасхи, начинали готовиться заранее. Наводили чистоту в доме, во дворе и на огороде до Вербного воскресения. Бывало, что для того, чтобы уложиться к этому сроку, соседи помогали друг другу и даже приходили мыть дома и убираться на приусадебном участке. На Вербное воскресение ходили на службу в церковь святить веточки верб. А когда церквей в селе не стало, просто резали ветки верб и хлестали своих домочадцев, приговаривая: «Вербохлёст – бей до слёз», отгоняя всякую хворь и болезни. Весенние развлечения для православных Астрахани открывались пасхальными гуляньями. И если рождественские праздники считались «мальчишечными», то Пасха считалась праздником детей и взрослых. В первый день Пасхи не ходили на кладбище и не играли в игры. Начинались игры катанием яиц. «Собирается несколько человек, каждый метит своё яйцо, которое кладут в шапку или фартук. Потом по одному вытаскивают их и ставят на кон, определяя очерёдность игроков. С 10 шагов, прокатывая мяч по земле, стараются попасть в яйцо. Если попали, забирают и продолжают играть; если нет, то настаёт очередь другого игрока. Если собирается много игроков, то яйца на кон ставятся по два. Когда остаётся на кону два яйца, то их расставляют по одному на определённом расстоянии». Так описывали эту игру старожилы села Каралат. Гулянья продолжались неделю.
На Семиковском бугре строили балаганы, где шли представления, устанавливали качели и карусели. Там же устанавливали различные лавки со сладостями, играла «живая» музыка. Ломали балаганы и качели только после Троицы, которую отмечали на пятидесятый день после Пасхи. На окраинах города шло своё веселье: катание яиц, игра в горелки. Играли и дети, и взрослые. А в селе Линейном, например, татары, так же как и русские, красили яйца и хотя по-своему, но тоже отмечали Пасху. На Троицу были свои местные традиции. Вообще, в этот день было принято в каждом селе украшать берёзку, но в нашей местности она не везде встречается, поэтому украшали веточки ивы. Наряжали её красивыми лоскутками, ленточками. Ставились во дворе столы, и отмечали праздник в складчину, всем селом. После застолья играли в салки, краски, в мяч. На третий день несли берёзку или иву на речку топить: с деревца снимался красивый наряд и его топили. Многие плакали.
Примирение врагов
Наурыз – древнейший праздник тюркских народов, он имеет ещё языческие корни. По-другому это Новый год, но по восточному календарю. На территории нашей страны этот праздник возродился в первой половине 90-х годов ХХ века. Наурыз – это день, когда, по восточному преданию, происходит возвращение из-под земли полуденного духа, несущего свет слепым, исцеление немощным, мир воюющим. Наурыз приходится на ночь с 21 на 22 марта и совпадает с днём весеннего равноденствия – 21 марта. У казахов Поволжья Наурыз, у них это Айт-корiсу, начинается с 14 марта (начало первого весеннего месяца по старому стилю), чуть раньше общепринятого срока. Скорее всего, это связано с климатическими условиями. Традиции праздника мудры и имеют глубокий нравственный смысл: уважение и почитание старших, соседей, рядом живущих людей. «Наурыз — день примирения злейших врагов, прощения старых обид и ссор, проявление милосердия к немощным и слабым, помощи тем, кто пострадал после долгой зимы. Традиция празднования Наурыза направлена на раскрытие лучших человеческих качеств — открытости, сердечности, отзывчивости и милосердия». В нашем городе в этот день часто проходили всенародные гулянья в парке «Аркадия». Собирались и русские, и казахи, и татары, и многие другие народы.
Конец чуме
В августе1804 г. было объявлено о прекращении чумы. Были сняты все карантины, и 30 августа после молебна в Кремле состоялся крестный ход вокруг города с остановкой у всех ворот Белого города. Вечером начались народные гулянья, а в гимназии в тот же день был организован бал на 350 человек. На площади жгли смоляные бочки, прыгали через костёр и водили хороводы. На следующий день персидское общество организовало угощение для всех желающих, а к вечеру в городе был устроен фейерверк. Всенародные гулянья продолжились и на следующий день, теперь торжества были организованы армянским обществом. Таким образом, веселья «гремели» во всей округе вплоть до 6 сентября и показали единение, дружбу народов и обмен традиционными угощениями и приветствиями.
Победа над Наполеоном
5 февраля 1813 года после подписания манифеста от 25 декабря 1812 года в Астрахани были организованы трёхдневные торжества. Но ещё раньше 26 января 1813 года у губернатора был приём чиновников, купечества и дворянства, которые затем отправились в Кафедральный собор, где была совершена торжественная литургия и отслужен благодарственный молебен. По окончании литургии из всех орудий крепости была произведена праздничная пальба. А через пару дней состоялся маскарад и большой фейерверк при большом стечении народа. 19 февраля после получения радостного известия о полном разгроме полчищ Наполеона в Астраханском кафедральном соборе отслужили благодарственный молебен «За победу и одоление».