Научно-исследовательская база данных » Южный федеральный округ » Этнокультурная политика в Республике Калмыкия

 

 

 

Этнокультурная политика в Республике Калмыкия

Дата публикации: 16.09.2014, 14:39, просмотров: 2262

Намруева Л. В. 

 

Одним из направлений этнокультурной политики в России в целом является политика мультикультурализма (многокультурности). В отечественной и зарубежной литературе дается достаточно определений  мультикультурализма. «Мультикультурализм есть признание и утверждение культурного плюрализма в качестве характеристики многих обществ. Мультикультурализм приветствует и стремится защитить культурное разнообразие, как, например, языки меньшинств, и в то же время обращает внимание на часто неравные отношения меньшинства с доминирующими культурами» [Цит. по 1]. По мнению В.А. Тишкова, главное — обеспечить поддержку культурной специфики и возможность индивидов и групп участвовать во всех сферах общественной жизни от экономики до политики и культуры [1].

Республике Калмыкия, одному из многонациональных субъектов Российской Федерации, была исторически присуща многокультурность. Степная республика расположена на стыке Европы и Азии; двух культур, азиатской и европейской; трех мировых религий, буддийской, христианской и мусульманской; трех языковых групп, тюркских, славянских и монгольских языков. В республике деятельность законодательных и исполнительных органов власти направлена на реализацию мер, ориентированных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение их сотрудничества и духовное взаимообогащение, в том числе на решение вопросов национально-языковой политики, этнокультурного взаимодействия.

На основе имеющейся в России правовой базы в республике созданы 19 национально-культурных центров. Среди них казахский «Жерлестер», дагестанский «Сабур», вайнахский, еврейский и другие. Хорошо знают в республике корейский центр «Чин-Сен», армянский «Эребуни», центры славянской культуры. Во многих сельских ДК работают фольклорные ансамбли, открыты кружки. Данные объединения играют важную конструктивную роль в сохранении стабильности в обществе, развитии межкультурного взаимодействия, укреплении межэтнических связей, удовлетворении национально-культурных потребностей представителей этнических групп, проживающих в регионе. Национально-культурные центры являются инициаторами различных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, направленных на реализацию этнокультурной политики в республике. Так, в 2004 году по инициативе корейского центра были проведены мероприятия, посвященные 140-летию российского гражданства корейцев. В республике зарегистрированы более 70 религиозных организаций и общин, создан и активно работает межрелигиозный совет традиционных конфессий Калмыкии. Учредителями совета стали объединение буддистов Калмыкии, духовное управление мусульман республики и Элистинская и Калмыцкая епархия русской православной церкви [3].

За последние четыре года в республике изданы десятки книг по проблемам этнической истории, духовной культуре, межэтническим отношениям, национальной политике. Перечислим некоторые из них: «Калмыки и их соседи в составе российского государства», «Кочевая цивилизация Великой степи: современный контекст и историческая перспектива», «Юг России – культурно-исторический феномен. Сборник научных статей»; «Живопись как знак культуры (о творческом наследии народного художника России Г. Рокчинского) Серия «Калмыцкая интеллигенция»; «Образование и развитие многонационального государства в России: сущность, формы и значение. Материалы российской научно-практической конференции», «Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Материалы международной научной конференции, посвященной 405-летию со дня рождения выдающегося религиозного деятеля и просветителя Зая-пандиты Намкай Джамцо»; Белоусов С.С. «Православные приходы в Калмыкии в XIX — начале XX века (1806 — 1917 гг.)»; «Политические репрессии в Калмыкии в 20-40-е гг. ХХ века» «Двуязычие и билингвальное образование. Материалы международной научно-практической конференции» и другие.

На территории республики ежегодно широко отмечаются следующие праздники: калмыцкие — Зул, Цаган Сар, Ур Сар, Джангариада; славянские — Масленица, Рождество, Пасха; мусульманские — Ураза Байрам, Навруз, Курбан Байрам. Широко отмечаются Дни славянской культуры и письменности, фестивали народов Калмыкии. Также традиционными стали в регионе детские этнографические праздники «Веселая карусель», «Ботхн» («Верблюжонок»), «Алтн булг» («Золотой родник»). Жизнеутверждающее творчество мастеров культуры, участников художественной самодеятельности, понятный всем язык искусства, народного творчества являются мощным рычагом воздействия на умы и сердца людей.

Средства массовой информации занимают активную позицию в освещении этнокультурных процессов. Так на страницах республиканской газеты «Известия Калмыкии» выходит ежемесячно специальная полоса «Калмыкия — территория любви», в которой публикуются материалы о культуре, обычаях и фольклоре различных народов, освещаются ежегодные праздники — Дни национальных культур, религиозные торжества, а также даются зарисовки об интересных людях разных этнических групп – художниках, танцорах, певцах, поэтах, писателях.

В августе 2006 года в Элисте состоялся первый съезд чеченцев, одно из решений которого было создать культурное объединение. Его назвали «Барт», что в переводе означает «Согласие». Это своего рода призыв к миру, согласию, дружбе и единству между народами, населяющими степной регион. В организацию может вступить любой гражданин, проживающий на территории республики, независимо от национальности и вероисповедания. Членами «Барта» являются, наряду с чеченцами, дагестанцы, грузины, карачаевцы. Объединить народы, познакомиться с традициями и обычаями представителей других национальностей – одна из задач Центра. В Элисте работают три кружка, на которых проходят занятия по хореографическому искусству и тематические лекции, знакомящие с традициями, обычаями других народов, правилами этикета, законами и историей. «Не зря ведь гово-

рят: никогда не научишься уважать себя, пока не научишься уважать других. Об этом постоянно напоминаю своим воспитанникам », — говорит лидер «Барта» Умар Эльжуркаев [4].

Далее реализация этнокультурной политики будет проиллюстрирована результатами двух социологических исследований, проведенных в 2004, 2005 гг. в рамках проекта КИГИ РАН «Этнокультурное взаимодействие народов Юга России». Выборка анкетных опросов квотная, она отражает генеральную совокупность и включает пол, возраст, этническую принадлежность. В первом исследовании приняли участие 867 человек, представителей основных этнических групп (калмыки, русские, представители народов Северного Кавказа). Сельское население составляет 65,7% всей выборки. Городское население республики было представлено жителями г. Элиста, оно составляет 34,3% от выборочной совокупности. В анкетировании приняло участие 47,2% мужчин и 52,8% женщин.

В статье будут использованы отдельные итоги, которые позволяют проанализировать отношение респондентов к празднованию в республике дней национальных культур. Содержательный блок вопросов по рассматриваемой проблеме включал три показателя: информированность о таких мероприятиях, уровень участия в них и желание в будущем участвовать в этих праздниках

Таблица 1. Уровень информированности, в % к опрошенным в группе

Праздники культуры

калмыки

русские

др. нац.

 

Русской

21,5

18,5

2,7

 

Калмыцкой

47,6

56,3

33,7

 

нет ответа

23,1

23,4

32,6

 

не знают

8,4

7,8

16,3

 

народов, исповедующих ислам

5,7

2,7

18,5

 

 

Наибольшая информированность в трех этнических группах отмечается в отношении дней калмыцкой культуры (калмыки – 47,6%, русские – 56,3%, представители других национальностей – 33,7%). О праздновании дней других этнических культур респонденты информированы гораздо в меньшей степени, за исключением праздников русской культуры (калмыки – 21,5%, русские – 18,5%, представители других национальностей – 2,7%). Следует отметить, что четверть опрошенных калмыков и русских, треть респондентов, представляющих другие национальности, не ответили на данный вопрос. 8% калмыков и русских, 16% представителей других национальностей признались, что находятся в неведении об этнических праздниках.

Следующий вопрос позволяет выяснить такой показатель, как участие жителей республики в проводимых праздниках этнической культуры.

Более половины анкетируемых в каждой исследуемой группе принимали участие в этнических праздниках (калмыки – 57,4%; русские – 63,9%; представители других национальностей – 52,5%).

Как видим, наиболее активными в проведении подобных мероприятий являются респонденты – русские. О своем неучастии заявили 40% калмыков, 34% русских, 40% представителей других этнических групп. Безусловно, интересно было выявить причины равнодушного отношения к праздникам, пассивности в их проведении. Однако наше исследование не ставило такой задачи. Нас в большей степени интересовало, испытывают ли наши респонденты желание принять участие в празднике этнической культуры другого этноса. Нежелание знакомиться с иноэтнической культурой продемонстрировала пятая часть опрошенных (калмыки — 17,9%; русские — 24,0%; представители других национальностей – 22,6%). В целом, почти такое же количество респондентов затруднилось ответить на поставленный вопрос. Больше половины, 57,3% респондентов признались, что хотели бы участвовать в праздниках этнической культуры народов республики (калмыки – 57,2%; русские – 53,7%; представители других национальностей – 61,0%). Это свидетельствует о высоком уровне мотивации наших опрашиваемых к этнокультурному взаимодействию.

В результате тесных культурных контактов в республике представители разных народов не только знают основные обычаи, праздники друг друга (Зул, Цаган Сар, Пасха, Масленица и др.), но и отмечают их в семейном, родственном кругу или же пытаются соблюдать и придерживаться основных традиций других народов, поскольку находят их для себя вполне приемлемыми. Обычай перед Пасхой приводить в порядок захоронения на кладбищах, совпадающий с весенним периодом времени, пробуждением и расцветом природы, — достаточно давно положительно воспринят калмыками.

Как известно, у кочевых калмыков не было обычая ухаживать за местами захоронений, поскольку считалось, что душа усопшего через 49 дней полностью перерождается в другое существо. Процессы приобщения одних народов к этнической культуре других народов в республике в значительной мере способствуют духовному обновлению и обогащению каждого из них.

Одна из задач массового опроса, проведенного в 2005 году, была также направлена на изучение проблем межэтнических контактов, этнокультурных взаимосвязей этносов, проживающих на территории Калмыкии. Всего было опрошено 432 человека. Анкетный опрос был проведен в г. Элиста и в пяти сельских районах республики. Городское население составляет 48 %, сельское – 52 %. По этнической принадлежности распределение выглядит следующим образом: калмыки – 70%; русские – 21%; представители других национальностей – 9 %.

Один из вопросов выяснял готовность жителей республики участвовать в мероприятиях по этнокультурному взаимодействию. Такие праздники постоянно посещают и готовы посещать 20% опрошенных; иногда, время от времени – 32%; редко – 20,5%. Вообще не посещают 24,3% респондентов,

то есть только четверть нашей выборки не задействована в этнокультурных контактах посредством участия в различных праздниках. Следует отметить, что многие респонденты ссылаются на тот факт, что такого рода мероприятия просто не проводятся в тех населенных пунктах, где они проживают.

При этом 59,3% опрошенных высказывают пожелание, чтобы праздники этнических культур проводились как можно чаще.

О своем желании принять участие в праздниках других народов признались 52,7% респондентов-калмыков, 45,7% респондентов-русских, 47,0% респондентов других национальностей. Противоположную настроенность наблюдаем в ответах 31,5% калмыков, 36,1% русских, 41,2% представителей

другой этнической принадлежности. Однозначно затруднились ответить каждый шестой опрошенный калмык и русский, также каждый девятый представитель другой этнической принадлежности. Сравнение результатов анкетных опросов за 2004 и 2005 годы показывает, что мотивация к этнокультурному взаимодействию сохраняется, однако имеется тенденция к ее уменьшению среди респондентов-калмыков (в 2004 г. готовы были участвовать в праздниках 57,2% калмыков); к увеличению среди респондентов-русских и респондентов других этнических групп (в 2004 г. готовы были участвовать в праздниках 53,7% русских; 61,0% респондентов другой этнической принадлежности). Безусловно, необходимо более детальное изучение мотивации у населения республики к этнокультурным контактам.

Данные, полученные в ходе анкетирования, показывают, что одинаковый процент мужчин и женщин (20%) посещает различные выставки, фестивали искусств. В основном посещают такие мероприятия люди в возрасте 50-59 лет (30,8%), а также в возрасте 40-49 лет (24,8%).

Немаловажную роль в развитии этнокультурного взаимодействия играют средства массовой информации. На вопрос: «Каким образом Вы узнаете о проведении подобных мероприятий?» ответ «благодаря средствам массовой информации» выбрали 45% опрошенных. Необходимо отметить тот факт, что в сельской местности респонденты в большей степени получают такую информацию от своих друзей или знакомых (30%), чем в городе (27%). Это скорее можно объяснить тем, что на селе все еще сильны межличностные контакты, неформальная коммуникация.

Важным направлением реализации этнокультурной политики, проводимой в регионе, является этнообразовательное направление. В системе образования Республики Калмыкия выстраивается образовательная подсистема, которая старается удовлетворить насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей республики. Одной из задач сферы образования является содействие гармонизации межнациональных отношений, укрепление взаимоотношений между учащимися разных национальностей.

В соответствии с Законом «Об образовании» РФ (ст. 6) РК (ст. 8), Законом РФ (РК) «О языках народов РФ (РК)» при внедрении национально-регионального компонента учитывается этнический состав учащихся, что удовлетворяет их этнообразовательным и этнокультурным потребностям.

В образовательных учреждениях Республики Калмыкия изучаются языки следующих национальностей, компактно проживающих в Республике Калмыкия: аварский язык (Прикумская СШ Черноземельского района); казахский язык (Эрдниевская и Бергинская СШ Юстинского района), Лаган-

ская СШ № 4 Лаганского района); даргинский язык (Чонтинская МКШ Целинного района); корейский язык (Восходовская СШ Октябрьского района); изучаются традиции и обычаи народов Северного Кавказа и культура Казахстана в Уттинской, Молодежненской СШ Яшкульского района [5].

Изучение аварского языка как предмета введено в Прикумской СШ в начальных классах с 1994 года. Обучение этому языку осуществляется по адаптированной программе для начальных классов школ г. Махачкала (Махачкала, Дагучпедгиз, 1989 г.) по учебникам «Аварская речь» для 1 кл.;

«Аварский язык» для 2 кл. Учитель аварского языка Герейханов М.Ю. по образованию учитель начальных классов, чей педагогический стаж составляет 24 года, кроме преподавания аварского языка ведет факультатив «Культура и традиции народов Дагестана».

Обучение корейскому языку, традициям и обычаям осуществляется в центре корейской культуры «Чин-Сен» (п. Восход Октябрьского района). Центр корейской культуры «Чин-Сен» («Дружба») существует с 1997 г. В Центре функционируют драматический, вокальный, танцевальный кружки, имеется необходимая учебно-методическая литература по изучению корейского языка. В перспективе – создание группы для желающих изучать корейский язык из числа детей русской и калмыцкой национальностей.

В трех общеобразовательных школах Юстинского района ведется преподавание казахского языка (Бергинская, Эрдниевская СШ, Октябрьская МКСШ. В Бергинской СШ казахский язык изучается 14-й год в 1 – 4-х начальных классах по программе «казахский язык для русских школ». Семь лет действует казахский фольклорный кружок «Карлыгаш», где учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества казахов.

Калмыцкий язык как государственный изучается всеми детьми нашей республики независимо от национальности. Количество детей нетитульной национальности, изучающих калмыцкий язык ежегодно увеличивается. Так, например, в 1999-2000 учебном году изучали 5916 чел.; в 2000-2001 учебном году – 7718 чел.; в 2001 – 2002 учебном году – 8217 чел.; в 2002 – 2003 учебном году – 10528 чел. В 2002-2003 учебном году охват учащихся нетитульной национальности составил 20 % от общего числа изучающих калмыцкий язык (начальные и средние классы).

В Городовиковском, Яшалтинском, Целинном, Малодербетовском, Юстинском районах и г. Элиста (средние школы № 2, № 23, № 21, № 8, № 3) накоплен положительный опыт работы по обучению учащихся нетитульной национальности в образовательных учреждениях.

Ежегодно увеличивается интерес учащихся нетитульной национальности к изучению калмыцкого языка, фольклора, традиций и обычаев. Об этом свидетельствуют результаты и достижения учащихся на республиканских олимпиадах в секции для учащихся нетитульной национальности. В 2000 году в ней приняли участие 11 учащихся; в 2001 г. – 15 чел; 2002г. – 25 чел. (I гр. 1-4 кл. – 12 чел; II гр. 5-6 кл. – 13 чел.); в 2003 г. – 30 учащихся. Среди участников ученики – казахи, даргинцы, белорусы, русские, украинцы, корейцы, аварцы и т.д. Настоящим открытием олимпиады – 2003 г. стала ученица Виноградненской СШ Городовиковского района Гасанова Динара, по национальности турчанка, которая прекрасно владеет калмыцким языком, знает и исполняет Гимн Республики Калмыкия, знает множество пословиц, поговорок, благопожеланий и т.д.

Статья 8 Глава II Закона Республики Калмыкия «О языках народов Республики Калмыкия» гласит: «Знание калмыцкого языка является гражданским долгом каждого, постоянно проживающего на территории Республики Калмыкия». Реализация данного Закона способствует утверждению культурного плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли двух государственных языков – калмыцкого и русского. Поэтапное претворение в практику пунктов Закона позволяет решать вопросы национально-языковой политики, этнокультурного взаимодействия народов республики цивилизованно, без перегибов и ущемления интересов носителей разных языков, культур.

Последние десятилетия ХХ века рассматриваются как период, угрожающий существованию многих народов, в том числе и проживающих на территории Калмыкии. В этой связи в калмыцком обществе происходит явление, именуемое как «изобретение традиции». Калмыцкий ученый Э-Б. Гучинова, отмечает, что в современной Калмыкии оно инициируется сверху: только за последние несколько лет были приняты указы о государственной поддержке калмыцкого эпоса «Джангар», государственной программе калмыцкого языка, о национальных видах спорта, о фиксации родовых идентичностей в административном порядке, о калмыцких праздниках, ставших государственными в Республике Калмыкия [6].

Вышеприведенные новации являются примерами того, как может быть сконструирована новая этническая идентичность. В республике получает распространение неоэтничность, изобретенная из фрагментов традиционной культуры с ориентацией на внешний мир как реакция на глобализационные процессы и как попытка восстановить этнокультурные утраты депортационных лет и преодолеть «этнический кризис». В этом процессе велика роль научной, властной элит, которые инициируют многие проекты, направленные на сохранение самобытности, этнических культур, а также творческой и педагогической интеллигенции, которая на практике реализует программы по возрождению и развитию языка, культуры.

Ярким примером «изобретения традиций» является республиканский праздник «Джангариада». В Указе президента РК о ежегодном проведении этого всенародного торжества речь идет о возрождении жизненного уклада, утраченных традиций, развитии творческих и физических способностей этноса. «Джангариада» – это не только возрождение национальных видов спорта (скачки, борьба, метание лука, аркана), но восстановление в памяти забытого уклада жизни кочевника, возрождение истоков народного творчества. Молодое поколение калмыков участвуют в «Малой Джангариаде», они имеют возможность увидеть и почувствовать в происходящем действе духовность, мудрость предков, окунуться в волшебный мир забытых народных обычаев и традиций [7].

Корейский культурный центр «Чин-Сен» Октябрьского района основывается в своей деятельности на сохранение традиций, самобытности корейского народа. Он регулярно проводит традиционные праздники: «Сор» – новый год, «Хансик» – весенний праздник, «Тано – летний праздник, «Чусок» – осенний праздник, «Тончжи» – зимний праздник; а также свадьбы, дни рождения, юбилеи сородичей. В «Чин-Сене» действуют вокальный и танцевальный кружки, даются уроки корейского языка.

Здесь особое внимание уделяется традиционным предметам культа и быта, народно-прикладному искусству. Центр с удовольствием посещают люди разных этнических групп.

Живущие в Калмыкии казахи, а их в республике более пяти тысяч, также стремятся сохранить язык и культуру своего народа. Ежегодно казахское общество «Жерлестер» отмечает национальные праздники «Ураза-байрам», «Курбан-байрам», «Навруз». Среди казахов достаточно много известных

в Калмыкии людей. Это заслуженные врачи, работники сельского хозяйства, культуры, образования, науки. Планируется открытие в столице, г. Элиста, воскресной казахской школы. В приобретении методической и учебной литературы существенную помощь оказывает астраханский культурный центр «Жулдастг».

Таким образом, в Республике Калмыкия успешно реализуются основные направления современной этнокультурной политики, которые, в первую очередь, связаны с формированием культурной среды, обеспечивающей самосохранение и саморазвитие культуры через прочные дружественные связи носителей ее самобытных составляющих.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 1. С. 163.

2. Там же.

3. На основе дружбы и взаимопонимания должны гармонично развиваться народы многонациональной России // Хальмг унн. 16 января 2007.

4. О жизни в «Согласии» // Известия Калмыкии. 14 августа 2007.

5. Национальная система образования в фактах // Алтн товч. 2003. №1. С. 6.

6. Гучинова Э-Б. М. Вынужденные переселения и этническое самосознание (на примере этнополитической истории калмыков в ХХ веке). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.

2004. С.51.

7. Оконов Б.Б. Фольклор в общей системе литературного образования в калмыцкой национальной школе (исторический, теоретический и методологический аспекты проблемы). Элиста, 2001. С.110.



[1] Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» (проект КИГИ РАН «Этнокультурное взаимодействие народов Юга России»).

 

Статья была опубликована: Намруева Л. В. Этнокультурная политика в Республике Калмыкия // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития: мат-лы Междунар. конф.  (г. Элиста, 13–14 сентября 2006 г.). В 2-х ч. Элиста : КИГИ РАН, 2008. Ч. 2. С. 69–73.

 

Намруева Людмила Васильевна - кандидат социологических наук, доцент, руководитель отдела социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН.

Рубрика: Южный федеральный округ