Журнал «Дальневосточный капитал» (Владивосток) в ноябрьском номере посвятил статью Иволгинскому дацану
Публикация получила название «Поток и буддистов, и небуддистов в Иволгинский дацан не ослабевает в любое время года:
«В 30 км от Улан-Удэ находится духовная столица Буддийской Сангхи России - Иволгинский дацан. Это самый крупный буддийский комплекс на территории страны, резиденция главы российских буддистов и место поклонения Драгоценному Нетленному телу Хамбо-ламы ИТИГЭЛОВА.
Мне довелось посетить его в рамках пресс-тура «Восточное кольцо России», организованного Ростуризмом для российских и иностранных журналистов еще в сентябре. Но и сегодня, спустя месяц, впечатления от Иволгинского дацана остаются столь же сильными.
Залитая солнцем территория, сочная зелень, красочные храмы, шафрановые одеяния монахов, отрешенность встречающихся паломников и ощущение несокрушимой веры, исходящей от тех, кто приехал на поклонение, - именно таким предстало и остается в моей памяти место притяжения буддистов со всего мира.
Иволгинский дацан был открыт в 1945 году (буддисты получили «благословение» самого СТАЛИНА!) и долгое время оставался единственным легальным центром буддизма в Советской России. Сегодня на его территории расположено около десятка храмов, священные ступы-субурганы, университет, библиотека, музей памятников буддийского искусства, дома для лам. Каждый объект комплекса - не случаен, даже вольеры с косулями: по легенде, когда Будда читал свою первую проповедь, послушать ее вышли пара ланей. С тех пор эти животные стали символами «принятия учения».
Здесь очень дружелюбно относятся ко всем гостям комплекса, независимо от их вероисповедания. Любой страждущий совета может побеседовать с ламой и попросить благословения. Расположенному здесь же Буддийскому университету уже 23 года. Учебный процесс очень напряженный, студенты учатся пять лет и выходят с дипломом ламы.
Но самая главная реликвия дацана - Драгоценное Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова, духовного лидера буддистов начала XX века. Он родился в 1852 году, а в 1927-м вошел в состояние нирваны, наказав ученикам, чтобы они похоронили его, но спустя 70 лет достали из могилы. Те последовали его совету, и отныне их учитель по-прежнему сидит в позе лотоса в главном храме дацана. Вопреки скепсису медиков и ученых, за столько лет его кожа не подверглась гниению, лицо сохранно, локти и пальцы рук подвижны и даже наблюдается (пусть и замедленнная) пульсация мозга. Разгадать этот феномен ученые мужи до сих пор не могут. А буддисты и не нуждаются ни в каких объяснениях. Сегодня паломники со всех уголков света приезжают сюда на поклонение и попросить помощи. Доступ к Нетленному телу ограничен, поэтому в разрешенные дни к нему выстраиваются километровые очереди.
Каждый, кто попадает на территорию дацана, обязательно проходит обряд гороо - молитвенный обход по ходу солнца всего комплекса с вращением молитвенных барабанов хурдэ, внутри которых находятся свитки с мантрами и крутить которые следует строго по часовой стрелке. Совершили его и мы. Монах-экскурсовод рассказывает нам об истории дацана, а попутно - об истории возрождения буддизма в России. И вот, наконец, мы подходим к храму, где находится Нетленное тело. Фотографировать его, к сожалению, строжайше запрещено.
Звенящая тишина. Полумрак. Никакой суеты и толчеи. Каждому есть время поклониться и попросить о чем-то сокровенном. Главное - избавиться от лишних мыслей и сосредоточиться на главном, том, что тебя действительно беспокоит.
Хамбо-лама Итигэлов сидит в позе лотоса, за стеклом. На алтарь кладется ритуальный шарф хадак, символизирующий чистоту и бескорыстность пришедшего на поклонение, затем - мысленное обращение к Хамбо-ламе. Случаев чудесного исцеления болящих и исполнения самых разных желаний просящих - столько, что об этом можно написать отдельную книгу. Поэтому поток и буддистов, и небуддистов не ослабевает в любое время года.
Кроме того, на территории дацана регулярно проводятся различные обряды - например, ритуал почитания хозяина воды «Лусад»; способствующий решению финансовых проблем «Намсарай»; устраняющий препятствия и помогающий реализовать самые смелые планы «Лхарзай» и другие. Основное же, за чем приезжают сюда буддисты со всей страны и других уголков мира - зарядиться особой энергетикой Иволгинского дацана и проникнуться его силой. Главное - вера, считают местные монахи. Ведь только через силу своей веры можно получить силу благословения».