Реализация республиканского закона о религиозной деятельности в Бурятии стала темой «круглого стола», который прошел 18 июня по инициативе комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике и религиозным объединениям. В мероприятии приняли участие депутаты, ученые, представители религиозных организаций и профильных министр и ведомств правительства.
В Бурятии зарегистрировано 216 религиозных объединений. Большая часть из них относится к православию и буддизму. Жители республики, исповедующие традиции шаманизма, объединены в 9 религиозных организаций. Кроме того, в республике зарегистрировано 9 религиозных организаций старообрядцев. Распространение получили и протестантские течения христианства.
В республике существует тесное сотрудничество между религиозными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления. Министерства и ведомства заключают соглашения с Буддийской традиционной сангхой России и Улан-Удэнской и Бурятской епархией РПЦ. Совместно с религиозными объединениями реализуются проекты социального назначения: устройство молитвенных помещений и храмов при учреждениях социальной сферы, проведение спортивных, культурных, благотворительных акций, участие священнослужителей в общественных слушаниях и выработке рекомендаций по социальным проблемам.
Одной из форм такого сотрудничества является и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. В 2013-2014 годах на строительство, ремонт и реставрацию зданий и сооружений религиозного назначения социально ориентированным некоммерческим организациям, направленным на содействие духовно-нравственному развитию жителей Бурятии 26 религиозным организациям было выделено 117 млн руб.
Ежегодно в Бурятии подают заявку на регистрацию в среднем 8 новых религиозных общин. И все они декларируют себя как социально ориентированные организации. Но не каждая из них может рассчитывать на финансовую поддержку своей социально ориентированной деятельности.
Как отметила начальник Управления Минюста РФ по Бурятии Маргарита Барнакова, в современном законодательстве фактически эта норма. В то же время, подчеркнул председатель комитета Цыденжап Батуев, господдержка осуществляется в рамках федерального законодательства.
Участники «круглого стола» затронули ряд проблем. Один из них преподавание в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». Несмотря на то, что вопрос введения религиоведения в школьную программу обсуждается уже не один год, окончательное решение по этому вопросу не принято. Как отметила доктор исторических наук Светлана Васильева, не все родители соглашаются на преподавание этого предмета, некоторые директора вообще категорически отказываются от него. Основной аргумент, психологическая неготовность младших школьников к изучению этого предмета, отсутствие нужной квалификации у преподавателей.
Архиепископ Савватий, отметил, что нужно вести не столько о предмете «религия», сколько о развитии духовных и нравственных основ у детей. "Кто как не священнослужители могут лучше его преподать?" – сказал он.
Для решения этого вопроса, депутаты Народного Хурала РБ планируют провести совместную встречу с представителями Минобразования и науки Бурятии и религиозных объединений.
Солбон лама поднял еще одну так называемых «миссионеров», которые приезжают в республику. Среди них попадаются и откровенные мошенники, которые под видом священнослужителей просто обогащаются. Во много это происходит из-за того, что сотрудники, ответственные за связь с религиозными объединениями в муниципалитетах подходят к своей работе формально. В связи с этим, как отметил Цыденжап Батуев, необходимо провести учебу муниципальных служащих по данному направлению. Кроме того, вопрос с лжесвященникам, необходимо решать совместно с правоохранительными органами.
Участники «круглого стола» рекомендовали правительству республики продолжить социологические исследования общественного мнения по вопросам межконфессиональных отношений. Министерству образования и науки необходимо проводить работу по распространению идей толерантности среди молодежи, как наиболее активной социальной группы, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами.